Известно что мировая история началась с востока. Особенности западной и восточной цивилизаций. Россия в диалоге культур. Работа с текстом. Восточная цивилизация

  • 3. Субъективный идеализм: Юм, Кант
  • 4. Материализм: Гольбах, Фейербах, Энгельс
  • ТемаIii. Человек во вселенной. Религиозная, философская и научная картина мира
  • 1. Религиозная картина мира
  • 2. Философская картина мира
  • 3. Научная картина мира
  • Тема IV. Природа человека и смысл его существования
  • 1. Философские проблемы антропосоциогенеза
  • 2. Соотношение социального и биологического в человеке
  • 3. Феномены человеческого бытия
  • 4. Смысл и ценность жизни человека
  • Тема V. Общество как социально-практический способ бытия человека
  • 1. Бытие человека и общественное производство
  • 2. Технологические основы производственной деятельности и научно-технический потенциал общества
  • 3. Экономические формы общественного производства
  • 4. Общественное разделение труда и классы
  • 5. Общественная власть и государство
  • 6. Социально-практический способ бытия и общественное сознание
  • Тема VI. Познание, его возможности и границы. Вера и знание
  • 1. Сущность познания
  • 2. Соотношение чувственного и рационального в познании
  • 3. Методы научного познания
  • 4. Проблема научной истины
  • 5. Границы научного познания
  • 6. Вера и знание
  • Тема VII. Человек в мире культуры. Восток. Запад. Россия в диалоге культур
  • 1. Культура и культурно-историческая жизнь
  • 2. Социальная психология как одна из культурных детерминант жизнедеятельности людей
  • 3. Научно-теоретическое сознание и сознание как система духовных ценностей
  • 4. Самоопределение этноса и культура
  • 5. Особенности Восточной и Западной культур
  • 6. Диалог культур и кризис европоцентризма
  • 7. Место России в диалоге Западной и Восточной культур
  • Тема VIII. Личность. Проблемы ее индивидуальности и развития
  • 1. Понятие индивидуальности
  • 2. Понятие личности
  • 3. Типология личности
  • 4. Развитие личности
  • Тема IX. Современная цивилизация и формирование информационно-технического общества. Роль научной рациональности в развитии общества
  • 1. Понятие цивилизации. Основные принципы цивилизационного подхода к истории общества
  • 2. Традиционное и индустриальное общество как два исторически сформировавшихся типа цивилизации
  • 3. Рациональность как социокультурная проблема
  • 4. Становление информационно-технического общества и нового типа рациональности
  • Тема X. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем
  • 1. Философские концепции исторического процесса
  • 2. Общественный прогресс, его критерии и границы
  • 3. Социальное предвидение: виды, типы, методы
  • 4. Глобальные проблемы современности, их сущность, причины и пути разрешения
  • Тема XI. Русская философия XIX – начала XX в.
  • 1. Философия русского консерватизма
  • 2. Философия всеединства
  • 3. Философия всеединства в XX веке
  • 4. Философские взгляды в.В. Розанова
  • Тема XII. Актуальные проблемы философии XX в.
  • 1. Проблемы бытия в философии XX в.
  • 2. Гносеологические проблемы современной философской мысли
  • 3. Проблемы аксиологии XX века
  • 4. Философская антропология в поисках решения проблемы человека
  • Заключение
  • Указатель имен
  • Литература
  • Оглавление
  • 5. Особенности Восточной и Западной культур

    Человечество при всем его необычайном многообразии мечется между двумя культурными полюсами: Восток и Запад. Попыта­емся уточнить эти понятия.

    Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Неда­ром древние римляне с уважением говорили: «Свет - с Востока»

    Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская че­ловеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канони­зированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.

    Восток - это прежде всего традиционное общество и традици­онный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных ра­бот, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государствен­ные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

    Основной культурной доминантой здесь являются мифы, ре­лигиозные культы, ритуалы и обряды.

    Такого рода цивилизаций немного. Из числа активно функци­онирующих в наши дни и во многом определявших культурные традиции на протяжении ряда веков, необходимо назвать арабо-исламскую, индо-буддийскую, китайско-конфуцианскую (12. Т. 1. С. 26). Конечно, в рамках каждой из них есть немало внут­ренних различий, но при всем том каждая за долгие века своего существования создала устойчивую систему ценностей, выражаю­щую специфику соответствующих культурных типов.

    Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «вос­точная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная струк­тура общества возникает там, где у частной собственности нет при­оритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организа­ции межобщинных работ формируется орган власти, который, по­степенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог, община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирами­ды. Впрочем, и государственных правителей и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное - вовремя по­лучить традиционно установленную ренту-налог.

    В китайской культуре делается упор на социальной этике и административно-регламентированном поведении жителей страны. Санкционированная религией этика обязывала китайца смотреть на императора как на заботливого отца и неукоснительно следо­вать традиционным нормам взаимоотношения в общине.

    Традиция запрещала сыновьям оставлять отца и мать и отда­ваться любви к своей жене. Любовь ассоциируется не со свободой выбора партнера, а с долгом перед родителями, братьями и сестрами. Китайские поэты воспевают дружбу, единственную фор­му общения, в которой мужчина остается свободным. В их поэти­ческой сокровищнице нет ничего похожего на библейскую «Песнь песней».

    Идеологией Китая с VI в до н.э. является конфуцианство. «В доктрине Конфуция не оказалось места мистике и иррационализ­му, онтологии и космологии, даже вообще религии и мифологии, абстрактным метафизическим спекуляциям. Даже Небо - един­ственная метафизическая субстанция, представленная в главном конфуцианском трактате «Луньюй», - выступает в виде не боже­ства, а верховного регулирующе-контролирующего начала. В то же время характерными чертами философии Конфуция следует считать подчеркнутый рационализм, дидактику, сильный акцент на социальную этику» (13. С. 51).

    И в индо-буддийской культуре частная собственность особой роли не играла, впрочем как и в целом в восточной традиции. В ней упор делается на духовной жизни индивида, для которого освобождение от закона кармы - цель жизни. Община строго следит за тем, чтобы каждый общинник гармонично сочетал в своей жизни нормы камы (чувственного влечения), дхармы (мо­рального правопорядка), артхи (практического поведения) и мокши (освобождения от сансары) Поскольку судьба каждого человека определяется кармой, соотношением добрых и неблаговидных дел в прошлом перевоплощении, постольку его имущественное поло­жение не имеет существенного значения для данного перевопло­щения и заботиться он должен о том, чтобы не сделать чего-либо такого, за что ему придется расплачиваться в будущем перевопло­щении. Ориентируясь на главную ценность - мокшу, – общин­ник мог рассчитывать на освобождение от утомительных испыта­ний в мире сансары. Такое освобождение - отказ от земного «Я», эгоистического отношения к жизни и полное слияние с неразличи­мой в себе самой абсолютной духовностью.

    В традиционном исламском обществе ценится приверженность мусульман религиозной общине и неукоснительное выполнение предписаний Корана. Частная собственность признается, но огра­ничивается. Заметен изрядный фанатизм и фатализм правовер­ных. «Божество в исламе является абсолютным деспотом, создав­шим по своему произволу мир и людей, которые суть только сле­пые орудия в его руках, единственный закон бытия для Бога есть Его произвол, а для человека - слепой неодолимый рок» (61. Т. 1. С. 20).

    Традиционные цивилизации обладают удивительной живучестью. Александр Македонский покорил весь Ближний Восток, основал громадную империю. После него осталась система эллинских госу­дарств. Но Восток переварил и Селевкидов и Птолемеев, и привне­сенную в завоеванные страны великолепную культуру древних гре­ков, которая, казалось бы, навсегда там утвердилась. Однажды все вернулось на круги своя – к своему извечному порядку.

    Как огромный шквал прошли по странам Востока войска Чин­гиз-хана; позднее Тамерлан сокрушал империи и перекраивал стра­ны - и все же все возвратилось на старые места, народы продол­жали жить по-старому, своими родами и общинами. И продолжа­ли поклоняться старым богам, менявшим разве что название.

    Английский историк Тойнби полагает, что религия – одна из характеристик цивилизации и даже определяет ее. Другие утверж­дают, что цивилизации выбирают религию. Не мог Ближний Вос­ток принять христианство с его свободой совести и ответственнос­ти человека за его дела. А вот ислам с его четкой регламентацией жизни правоверных наиболее полно отвечает потребностям циви­лизации Ближнего Востока.

    Различия в мировоззрении оказываются весьма существенны­ми для образа жизни народов. Традиционное восточное общество ценит различные сведения, нужные для организации повседнев­ной жизни, но негостеприимно для абстрактных теоретических исследований. Вследствие этого на Востоке наука развивалась трудно. Ни в Китае, ни в Индии не сформировалось современное естествознание, хотя и китайцы, и индийцы никогда не отлича­лись умственной отсталостью и имеют в своем активе ряд выдаю­щихся открытий и изобретений.

    Было бы непростительным заблуждением считать, что Восток стоял на месте. Пусть медленно, но и он эволюционировал. Прав­да, динамика его развития отличалась от западной. Во-первых, его развитие циклично, а структура отвергала те новации, кото­рые могли угрожать ее стабильности. Во-вторых, в Европе двига­телем прогресса и сторонником новаций был гражданин-собственник. На Востоке отбирались и репродуцировались лишь те нов­шества, которые соответствовали нормам корпоративной этики и интересам государства. Это были нововведения, направленные на укрепление эффективности власти или стабильности государства.

    На Востоке под ритуалы традиционной культуры подгоняется жизнь человека чаще всего без всякого к нему почтения и снис­хождения. Происходит жесткая практика тотального приспособ­ления индивида к правлению, а не правления к индивиду. Обыч­но насилие над человеком во имя отвлеченного идеала. Самоцен­ность человеческой жизни и ее личное своеобразие ничего не зна­чат. Личность заменена ролью, т.е. место живой личности занимает сословная отвлеченная схема. В ее рамках нет простора для личной воли и личного поступка.

    Прямо противоположный Востоку характер являет, по мнению В. С. Соловьева, западная цивилизация. «Здесь мы видим быстрое и непрерывное развитие, свободную игру сил, самостоятельность и исключительное самоутверждение всех частных форм и индиви дуальных элементов» (61. T.1. C.23).

    Под термином «Запад» понимают особый тип цивилизованного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в XV – XVII вв. Предшественниками этого типа были культура античности и христианская традиция. Именно в античной культуре философско-религиозное сознание утрачивает свою монополию, возникает система быстрого логического усвоения знаний. Рушится принудительная связь личности с преданием общество теряет единую систему ценностей.

    Одним из важнейших факторов, оказавших влияние на формирование западной цивилизации, была древнегреческая философия. Только она сформулировала беспрецедентную для своего времени идею любви к знанию самому по себе. В ней в качестве абсолюта выступает не безличное дао или нирвана,* а лоюс, при чем постигаемый рационально через постижение природы. Такое отношение к знанию в древнегреческом мире объясняется следующим. Во-первых, Греция играла роль посредника между различными культурами. Она располагалась на стыке нескольких оригинальных культур (кристо Микенской, древнеегипетской, финикийской, вавилонской), и вследствие этого могла пользоваться к своей выгоде результатами чужеземных достижений.

    * Дао в китайской философии непостигаемое и невыразимое в словах духовное начало мира. Нирвана в индо-буддийской культуре понимается как состояние отрешенности от бытия, устраняющее индивидуальность личной жизни и приобщающее сознание индивида к абсолюту.

    Во-вторых, Греция – родина демократических порядков и гражданских законов. Великий реформатор Солон добивался обязательного исполнения закона всеми гражданами, независимо от их имущественного, социального или любого другого положения, способствуя тем самым формированию единого правового поля.

    В-третьих, греки бесконечно ценили в своем образе жизни свою непохожесть на окружение и реализовали себя через «аргон», стиль жизни, мышления, которым определяется тяга к полемике, диалогу, столкновению противоположных точек зрения, а значит и ограничению личного мнения путем обращения к высшему арбитру разуму. Вспомним знаменитое изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

    Вторым фактором, способствовавшим оформлению западного типа культуры, было христианство, где Логос становится Богом. Оно дало человечеству «личностного» Бога, т.е. персональность становится абсолютным началом мира. А так как все люди – личности, то все они равнодостойны своей персональной причастностью Богу, с которым их связывает любовь. Служение Богу связывается прежде всего с трудом, который рассматривается и ценится безотносительно к его конкретной форме. «Тот, кто упорно трудится, вырастает в глазах Бога, хотя бы сословие его было презираемым, а должность - еле приметной. Тот, кто трудится нерадиво, - чернь в глазах Творца, хотя бы он был князем или самым заметным из юристов» (54. С. 122).

    Лютер первым в христианской культуре противопоставил труд и праздность, возродив известное изречение апостола Павла: «Кто не работает, да не ест». Нравственное возвышение труда и осуждение праздности подготавливало одну из важнейших установок гуманистической и демократической культуры. Были созданы исходные предпосылки для культивирования частнопредпринимательского успеха и частной собственности.

    Хотя наука обязана своим возникновением древним грекам, современная технология уходит своими корнями в христианскую веру в Бога-творца. Только культура, основанная на вере в трансцендентного Бога, могла демистифицировать природу. Только такая культура могла задаться целью покорить природу, заставив ее служить людям; только такая культура позволяла развиваться установкам, руководствуясь которыми монахи стали в XII в. перекрывать плотинами реки, используя их энергию для сложных систем водяных мельниц, а позднее Бэкон высказал свое знаменитое положение «Знание - сила». Чтобы увидеть, что знание - сила, нужна совершенно особая точка зрения, с которой объект знания выступает в чисто инструментальном качестве, точка зрения неведомая всем остальным культурам.

    Не менее важной компонентой, характеризующей духовную жизнь Запада, является демократия. Демократия - это опреде­ленный тип власти, противостоящий тем правлениям, где один – будь то тиран, монарх или фюрер - властвует над всеми. В условиях демократии существуют представительные органы власти и большинство определяет внутреннюю и внешнюю политику страны.

    Как и всякая власть, демократия заключает в себе определенную опасность для отдельной личности, подчиняя ее воле большинства. И если интересы отдельной личности, как и интересы меньшинства, не защищаются, а то и прямо подавляются, приносятся в жертву государству, то такая власть перерастает в свою противоположность – тоталитаризм, абсолютную власть большинства над меньшинством, коллектива над личностью, общего интереса над частным и индивидуальным.

    Против диктата большинства западная культура разработала систему правовых норм, которая предоставляет личности автономию, защищает ее от государственного произвола. Своим истоком правовое государство имеет надежду людей на равенство возможностей, на относительную свободу в своей индивидуальной жизни.

    Но достижения западной культуры не абсолютны. Технологический, экономический и правовой рационализм плохо уживаются с нравственной верой в добро. Частнопредпринимательская деятельность, жесткая конкуренция резко ограничивают сферу сострадания и милосердия, деформируют нравственные принципы братства и уважения к каждой личности.

    Не случайно, что именно западноевропейская культура породила социал-дарвинизм с его пренебрежительным отношением к народам Азии и Африки, культы насилия и техники, две мировые войны и завоевательные походы против неевропейских народов. «Сегодня Европа сильна и могущественна, и европейцы считают себя самыми цивилизованными и культурными в мире, – писал Дж. Неру. – Европейцы смотрят свысока на Азию и ее народы, они приходят и захватывают в странах Азии все, что могут» (47. Т. 1. С. 40).

    Да и в отношении к природе в системе Западной культуры нет места для благоговения перед жизнью.

    "

    Восточная цивилизация

    Известно, что мировая история началась с Востока, именно он – очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты.

    Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канони­зированных стилей мышления, растворение личности в коллективе .

    Восток – это, прежде всего, традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых напрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, их население всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

    Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…

    Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета, и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог , община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей, и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное – вовремя получить традиционно установленную ренту-налог. (Е. И. Попов)


    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1) в нём должно быть сформулировано понимание восточной цивилизации:

    2) приведены признаки восточных обществ:

    · воспроизводство сложившихся социальных культур;

    · стабильность образа жизни;

    · жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления;

    · растворение личности в коллективе.

    2. Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любое из них конкретным примером.

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

    1) условия (признаки) формирования восточных обществ:

    · во-первых, цикличность сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации;

    · во-вторых, стремление противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

    2) пример, иллюстрирующий один из признаков, например:

    · жизнь древних египтян полностью зависела от разливов Нила и плодородного ила, наносимого разливами (первый признак);

    · древние греки всячески подчеркивали своё превосходство по отношению к другим народам, которых они считали дикарями, варварами, противопоставляли себя другим народам (второй признак).

    Могут быть приведены иные верные примеры.

    3. Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой политической организации на Востоке? (укажите две причины). В чём специфика отношений государства и общины на Востоке? Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества, помимо тех, которые указаны в тексте.

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    В правильном ответе должны быть приведены элементы:

    1) «важнейший элемент», характеризующий восточное общество – «восточная деспотия»;

    2) причины, способствующие ее возникновению:

    · отсутствие у частной собственности приоритета, принадлежность земли сельской общине;

    · необходимость организации межобщинных работ, способствующая формированию органа власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам.

    3) приведен дополнительный признак, например:

    · преобладание статики, настороженное отношение к переменам, изменениям.

    Могут быть приведены иные дополнительные признаки.

    4. Автор подчеркивает, что основной культурной доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды. Поясните мысль автора. Опираясь на курсы обществознания и истории, приведите три конкретных примера, иллюстрирующих культурное достояние восточной цивилизации.

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:

    2) приведены примеры:

    · мировоззренческие духовные основы буддизма , возникшего в Индии;

    · философия конфуцианства, появившаяся в Древнем Китае;

    · «Авеста» – собрание древнейших текстов зороастризма в Древнем Иране.

    Может быть приведено иное пояснение, указаны иные примеры.

    Тема 1. ОБЩЕСТВО И ЕГО РАЗВИТИЕ

    Часть 1

    Ответами к заданиям 1–31 являются цифра, или последовательность цифр,

    или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте

    работы.

    1 Под обществом в наиболее широком смысле слова понимается

    1) весь материальный мир в его многообразии

    2) объединение людей по увлечениям, интересам

    3) преобразованная человеком часть естественной среды (природы)

    4) способ и форма существования человечества

    Ответ:

    2 Общество как динамичную, развивающуюся систему характеризует

    1) наличие структурных элементов и подсистем

    2) связь социальной системы с естественной средой

    3) наличие взаимозависимости внутри элементов и подсистем

    4) возникновение новых элементов взамен исчезнувших

    Ответ:

    3 К политической сфере жизни общества непосредственно относится

    1) победа оппозиционного кандидата на выборах в парламент

    2) вступление экономики страны в период рецессии, застоя

    3) демографический бум в отдельных регионах страны

    4) разработка учеными-историками новой научной концепции

    Ответ:

    4 Верны ли следующие суждения об обществе?

    А. Общество представляет собой универсальную форму взаимосвязи и взаимодействия людей, способ существования человечества.

    Б. На современном этапе общество полностью сосредоточило в своих руках

    контроль над природными ресурсами.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Ответ:

    5 Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано:

    1) переходом Юлием Цезарем реки Рубикон и началом войны против Галлии

    2) борьбой за власть в Римской республике сторонников Гая Мария и Корнелия Суллы

    3) активным развитием в Древней Греции торговли, мореплавания, выведением греками колоний в Средиземноморье и Причерноморье

    4) победой спартанцев над афинянами в Пелопоннесской войне, переход полководца Алкивиада на сторону спартанцев

    Ответ:

    6 Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам раз-

    вития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень

    доходов, отсутствие материальных стимулов к труду способствуют «утечке

    мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный при-

    мер может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими

    сферами общества, как

    1) экономическая, политическая

    2) социальная, экономическая, духовная

    3) духовная, политическая, экономическая

    4) экономическая, социальная

    Ответ:

    7 Японское общество отличает приверженность истории, традиции. Сами японцы утверждают, что они представляют собой постиндустриальной традиционное общество и новые технологии, современная техника не препятствуют традиции.

    Найдите в приведенном перечне признаки, позволяющие утверждать, что и в современной Японии сохраняются элементы традиционного общества.

    1) Японцы уважают и почитают императора (микадо), символизирующего

    единство нации.

    2) Многие жители Японии являются приверженцами древней религии Синто, восходящей к языческим культам, обожествлению природы.

    3) Японцы возводят искусственные острова из мусора и возводят на них сейсмоустойчивые небоскребы.

    4) Японцы сохраняют приверженность семейным устоям, отмечают семейные праздники и обряды.

    5) Жители Японии перемещаются на поездах на воздушной подушке и по многоярусным магистралям.

    Ответ:

    8 Для какого из исторических типов обществ характерно становление массового стандартизированного серийного производства, механизация и автоматизация производственных процессов, безусловное преобладание экономических стимулов к труду?

    1) аграрного 3) традиционного

    2) информационного 4) индустриального

    Ответ:

    9 Страна Н. находится в Северном полушарии. Она многонациональна, большинство населения проживает в городских агломерациях. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что общество страны Н. постиндустриального типа?

    1) Территория страны расположена в двух частях света и разных климатических зонах.

    2) Управление страной осуществляется при помощи электронных сетей, большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг.

    3) Правительство страны разрабатывает и утверждает социальные законы.

    4) Недавно в стране был проведен референдум о статусе государственного языка.

    Ответ:

    10 Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

    Общественный прогресс

    А. не способен оказывать влияние на отношения между людьми, духовность и нравственные качества людей.

    Б. включает в себя введение новых технологий, облегчающих труд человека и, в том числе, высвобождающих его время для отдыха и творчества, повышающих комфортность труда и быта.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Ответ:

    11 Постепенные, некатастрофические преобразования в обществе, предполагающие органичное сочетание старого с новым, накопление перемен, характерны для такой формы социальных изменений, как

    1) скачок 3) эволюция

    2) революция 4) деградация

    Ответ:

    12 В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города, перерезав традиционные торговые пути. На многие десятилетия запустели города и деревни. Общество от более совершенного перешло к менее совершенным, примитивным формам.

    Данный пример иллюстрирует такую форму общественных изменений, как

    1) реформа 3) регресс

    2) модернизация 4) эволюция

    Ответ:

    13 К глобальных проблемам современного мира, относящимся к экологии, воздействию человека на природу, относится

    1) действия международных террористических организаций

    2) хищническое истребление лесов в джунглях Амазонки - «легких планеты»

    3) снижение рождаемости в ряде развитых стран

    4) локальные войны, создающие угрозу стабильности в ряде регионов

    Ответ:

    14 В ряде стран Азии и Африки избыточный и неконтролируемый прирост населения приводит к тому, что сохраняется угроза голода, многие дети не имеют возможности посещать школу и получать медицинскую помощь.

    Данный пример может служить иллюстрацией такого типа глобальных проблем современного мира, как

    1) экологические

    2) социально-демографические

    3) военно-политические

    4) культурно-гуманитарные

    Ответ:

    15 Верны ли следующие суждения об угрозах и вызовах XXI в.?

    Угрозы и вызовы XXI в.

    А. обусловлены возросшими масштабами хозяйственной деятельности человека, его вмешательством в природные комплексы, использованием невозобновимых природных ресурсов.

    Б. связаны с разрывом в уровне развития между богатыми странами «мирового Севера» и отсталыми, бедными странами «мирового Юга», стремлением Юга к переустройству мирового порядка.

    Ответ:

    16 Одним из негативных последствий процесса глобализации ученые считают

    1) возрастающую неконкурентоспособность ряда отраслей национальных экономик

    2) сближение стран и народов путем формирования глобальных социальных сетей, усилением зависимости стран от импорта

    3) утверждение в сознании большинства жителей Земли универсальных гуманитарных ценностей

    4) успешное освоение технических и технологических новшеств в различных регионах мира

    Ответ:

    17 Глобализация экономических процессов, формирование единого мирового

    рынка связаны с

    1) образованием международных террористических центров, готовящих боевиков

    2) стремлением многих стран и наций к сохранению уникальных национальных культур

    3) созданием и деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН)

    4) деятельностью Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития, развитием транснациональных корпораций (ТНК)

    Ответ:

    18 К политическим глобальным проблемам современного мира относится

    1) снижение рождаемости и старение ряда европейских наций

    2) угроза распространения ядерного оружия за пределы стран - членов «ядерного клуба»

    3) разрыв в уровнях развития бедных и богатых стран, неспособность ряда стран решить свои социальные проблемы

    4) кризис духовных ценностей современного человечества

    Ответ:

    19 С помощью такого критерия общественного прогресса, как упрочение нравственных основ общества, можно проиллюстрировать

    1) распространение экологических стандартов производства автомобильного топлива

    2) введение нового поколения электронного оборудования в нефтегазовой отрасли

    3) введение специальных законов, защищающих животных и вводящих санкции за жестокое обращение с ними

    4) проведение исследований в области генной инженерии, создание органических веществ с заранее заданными свойствами

    Ответ:

    20 Верны ли следующие суждения о терроризме?

    А. Международный терроризм представляет собой мощную экономическую структуру и опережает в развитии сети взаимодействия национальные государства.

    Б. Международный терроризм является ответом на агрессивное вторжение ценностей западного мира в остальные регионы мира.

    1) верно только А 3) верны оба суждения

    2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    Ответ:

    21 Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является

    1) нарушение экологического баланса степных районов, их опустынивание

    2) строительство атомных электростанций, создающих угрозу природной среде и людям

    3) создание природных заповедников и заказников, восстановление отдельных видов животных, природоохранное законодательство

    4) выведение экологически «грязных» производств в страны «третьего» мира

    Ответ:

    22 Ученые-обществоведы страны Н. провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «В чем, на ваш взгляд, в наибольшей степени проявляются в современном мире элементы традиционного общества?» Ученые предложили респондентам свои варианты ответа.

    По итогам опроса была составлена диаграмма «Элементы традиционного общества в современном мире»:

    Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Около пятой части опрошенных граждан высказалось о том, что считает семью важнейшим элементом традиционного общества.

    2) Народные суеверия и старинные религии, по мнению наибольшей части опрошенных, важнейшие пережитки прошлого в сознании современного человека.

    3) Более четверти участвующих в опросе граждан в качестве ведущего пережитка прошлого назвали сохранение монархических режимов.

    4) Ручные ремесла и традиционные промыслы были выделены как главный признак архаических пережитков третью респондентов.

    5) Чуть меньше граждан, по сравнению с признанием народных суеверий, признали главным признаком прошлого сохранение традиционных религий.

    Ответ:

    23 В стране Р. был проведен опрос социологической службой. Участвующим в опросе гражданам 18-25 лет и 40-50 лет было предложено выбрать продолжение фразы: «Глобальные проблемы современности можно разрешить путем…»

    Результаты опроса были подсчитаны учеными и представлены в виде таблицы (данные приведены в %):

    Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе

    данных опроса, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Молодое поколение участвующих в опросе граждан не верит в возможности для человечества ограничить свои потребности.

    2) Среди представителей старшего поколения значительно больше, чем среди молодежи, сторонников распространения идей гуманизма, толерантности, экологической культуры.

    3) Больший процент опрошенных среди старшего поколения верит, что решить глобальные проблемы можно путем договоренностей и конструктивных контактов ведущих стран мира.

    4) И молодое, и старшее поколение полагают, что возвращение к пещерному образу жизни, к природе - основной путь решения глобальных проблем.

    5) Молодежь в меньшей степени, чем старшее поколение обращает внимание на необходимость установления жесткого мирового порядка.

    Ответ:

    24 Найдите в приведенном перечне характерные признаки общества, отличающие его от природы.

    1) подчиняется действию объективных законов, не зависящих от воли и желаний людей

    2) представляет собой совокупность всех форм и способов взаимодействия людей и их групп

    3) является внешней, естественной средой обитания человека и человеческих сообществ

    4) создает культуру и, в свою очередь, формируется под влиянием культуры

    5) представляет собой все человечество в целом, как в настоящем, так и в прошлом, и в будущем

    Ответ:

    25 Верны ли следующие суждения о процессах глобализации?

    Позитивным последствием глобализации ученые считают

    А. формирование универсальных представлений о политических правах и свободах граждан, ценностях демократии.

    Б. угрозу исчезновения локальных культурных традиций.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Ответ:

    26 Запишите пропуск в таблице:

    Ответ: .

    27 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальные институты».

    1) семья

    2) дачный кооператив

    3) государство

    4) церковь

    5) рынок

    6) хозяйственное товарищество

    Найдите две позиции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу

    цифры, под которыми они указаны.

    Ответ:

    28 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда, и запишите цифру под которым оно указано. 1) международный терроризм

    2) экологические катаклизмы

    3) глобальные проблемы современности

    4) дегуманизация культуры

    5) распространение ядерного оружия

    Ответ:

    29 Установите соответствие между типами обществ и конкретными признаками,

    их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ:

    30 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

    (А) Общество представляет собой обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть материального мира. (Б) Общество и человек способны воздействовать на окружающую естественную среду, природу, приспосабливая ее под свои нужды. Природа, в свою очередь, выступает в качестве взаимодействующей с обществом системы. (В) По оценкам ученых, деятельность человека уже привела к изменению климата на нашей планете. (Г) Но власть людей над природой, думается, мнима, сомнительна. (Д) Ежегодно много людей гибнет из-за природных катаклизмов, океанических цунами, наводнений, пожаров.

    Определите, какие положения текста носят:

    1) фактический характер

    2) характер оценочных суждений

    3) характер теоретических положений

    Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его

    характер.

    Ответ:

    31 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

    Можно выделить следующие наиболее общие показатели _______________ (А). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда; что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее __________ (Б). Одновременно с прогрессом производительных сил идет увеличение объема научной информации. Наука превращается в непосредственную ___________ (В) общества. Под влиянием прогресса в общественном производстве возвышаются общественные потребности, а также совершенствуются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Происходит ____________ (Г) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ___________ (Д) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое. Но главным показателем и критерием общественного прогресс а является расширение свободы. Следовательно, для того чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки ____________ (Е).

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    Список терминов: 1) технологичность 6) группы

    2) интернационализация 7) исторический прогресс

    3) разделение труда 8) общечеловеческие

    4) человеческая свобода 9) матрица

    5) производительная сила

    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

    Ответ:

    Часть 2

    Прочитайте текст и выполните задания 32–35.

    Восточная цивилизация

    Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет - с Востока».

    Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.

    Восток - это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

    Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…

    Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог, община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей, и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное - вовремя получить традиционно установленную ренту-налог.

    (Е.И. Попов)

    32 Раскройте с опорой на текст авторское понимание восточной цивилизации («Востока»). Приведите четыре признака отличающие восточное общество.

    33 Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любую из них конкретным примером.

    34 Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой организации на Востоке? (Укажите две причины.) Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества помимо тех, которые указаны в тексте.

    35 Автор подчеркивает, что основной культурой, доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные ритуалы и обряды. Сформулируйте собственную интерпретацию мысли автора (раскройте авторскую мысль). Опираясь на курсы обществознания и истории, приведите три конкретных примера, иллюстрирующих культурное достояние восточной цивилизации.

    36 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе: одно предложение о критериях общественного прогресса и одно предложение, раскрывающее противоречивость общественного прогресса.

    37 Информационная революция после

    правления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

    38 Смоив рсеовмреенмнеынйн омгио р мниарзаы виа ючет лсоевтеекваы смт. алМин окгоиме пуьчюетнеыре ио тИменчтаерюнте, тч. тСо фсоирммвуоллиа--

    руйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни

    современного общества. Приведите два аргумента в ее обоснование.

    39 нВоагмо птоеррурчоерниоз мпао дкгаокт огвлиотбьа рлаьзнваеяр нпуртоыблйе омтав есто впрое мтеенмен о«стПир»о.б лСеомсат амвеьтжед упнлаарно, дв-

    соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать

    не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпун-

    ктах.

    40 (Всвыобеюр иттоеч коуд нзор иезн ипяр,е долтонжоешненныиех) нпиож еп оввыосдкуа зпыовданняитой йи пирзолболжеимтые. свПории вмеыдсилтие

    необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

    Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса об-

    ществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жиз-

    ни и собственный жизненный опыт:

    Философия

    «Важнейшая задача цивилизации - научить человека

    мыслить». (Т. Эдисон)

    Философия

    «…цивилизация, культура - есть именно та сложная

    система отвлеченных идей (религиозных, государствен-

    ных, нравственных, философских и художественных),

    которые вырабатываются всей жизнью нации». (К. Н. Ле-

    онтьев)

    Философия

    «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя

    самого погубить или повредить себе». (Книга Екклесиа-

    ста)

    Философия

    «Поистине, если чудом мы называем власть над приро-

    дою, то оно всего более являет себя в бедствиях». (Ф. Бэ-

    кон)

    Философия

    «Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже

    самая цивилизация, если для сохранения ее необходимо

    сдирать с людей кожу». (Ф. М. Достоевский)

    Философия

    «Настоящий прогресс человечества зависит не столь-

    ко от изобретательного ума, сколько от сознательности».

    (А. Энштейн)

    Философия

    «Разумный человек приспособляется к миру, нера-

    зумный пытается приспособить мир к себе. Поэтому про-

    гресс всегда зависит от неразумных». (Дж. Б. Шоу)

    Философия

    «Только бы люди знали, что цель человечества не есть

    материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный

    рост, а цель одна - благо всех людей». (Л. Н. Толстой)

    Философия

    «Социальный прогресс находится в обратном отношении

    к степени принуждения, насилия или власти, проявляющих-

    ся в общественной жизни, и, наоборот, в прямом отношении

    к степени развития свободы и самосознания, или безвластия».

    (Л. Мечников)

    Философия

    «Человек овладевает природой, еще не научившись

    владеть собой». (А. Швейцер)

    История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни Волобуев Олег Владимирович

    § 2. Цивилизации Древнего Востока

    Междуречье: народы, государства, цивилизация. Самые первые цивилизации в истории человечества – цивилизации Древнего Востока – возникли в долинах многоводных рек, наиболее благоприятных для поступательного развития общества. Таким регионом было Междуречье (Месопотамия), расположенное в долинах рек Евфрат и Тигр. Здесь с появлением шуме?рских городов-государств сформировалась одна из ранних цивилизаций. Образование городов было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, объединивших и скоординировавших усилия множества людей. Увеличение площади обрабатываемых земель в болотистых или засушливых районах стало возможно при организации коллективного труда, требовавшего управления и контроля. Возникновение организующих центров общественной жизни было связано с усложнением социальной структуры – появлением жрецов, воинов, ремесленников, а также с необходимостью отстаивать интересы поселений в конфликтах с соседями и укреплением власти военных вождей. С выделением слоя управляющих и жрецов начала складываться государственная власть, опирающаяся на волю богов, авторитет правителя и военную мощь.

    Государство включало религиозный и административный центр – город и зависимые от него сельские общины. В каждом городе находились храм, владевший землями вне города, на которых велось храмовое хозяйство, и дворец правителя – военного вождя. В борьбе за власть между верховными жрецами и военными вождями с течением времени одерживали победу вожди, становившиеся царями.

    В обширных храмовых хозяйствах, которые постепенно превращались в царско-храмовые, использовался труд крестьян, получавших наделы для ведения личного хозяйства, и рабов. Между городами-государствами велись войны, которые в конечном счёте привели к складыванию единого государства под властью царей Акка?да. Власть царя передавалась по наследству.

    Жрецы и писцы являлись носителями культуры. Важнейшим достижением шумерской цивилизации историки считают изобретение письменности – кли?нописи, в дальнейшем применявшейся и другими народами Передней Азии.

    В первой половине II тыс. до н.э. бо??льшая часть Междуречья оказалась под властью царя Хаммура?пи (правил в 1792 – 1750 до н. э.). Столица его государства – Вавило?нии стала одним из крупнейших торговых и культурных центров Древнего мира.

    Это был огромный город Вавилон, населённый представителями многих народов. Здания в столице строились из сырцового кирпича, а главные архитектурные сооружения облицовывались глазурованной цветной плиткой, покрытой изображениями животных. Над городом возвышался ступенчатый храм с высокой башней (90 м), со строительством которой связана библейская легенда: после Всемирного потопа люди решили построить башню до небес; за эту дерзость Господь покарал строителей: наделил их разными языками, и они, перестав понимать друг друга, рассеялись по всей земле.

    Гудеа – правитель шумерского города-государства Лагаш. XXII в. до н.э.

    В Нововавилонском царстве, как и в предшествующее время, центрами экономической, культурной и политической жизни являлись крупные города, которые управлялись советом старейшин, состоявшем преимущественно из жрецов. Совет старейшин выполнял административные и судебные обязанности. Основу богатства государств Междуречья составлял труд крестьян, ремесленников и рабов. Последние работали преимущественно в храмовых хозяйствах и на строительстве. Большое развитие получила торговля – как внутренняя, так и внешняя. Мерилом стоимости были серебряные слитки. Отношения в обществе регулировались законами.

    Первый в истории подробный свод законов был составлен царём Хаммурапи.

    Царь Хаммурапи получает законы от бога Солнца Ша?маша. Рельеф. XVIII в. до н. э.

    В XII – XI вв. до н. э. происходит возвышение другой державы – Ассирии, расположенной севернее Вавилонии. В результате жестоких завоевательных походов ассирийских царей почти вся Передняя Азия оказалась под их властью. В 689 г. до н. э. ассирийцы захватили и разрушили Вавилон, однако так и не смогли установить прочную власть над покорёнными странами. В 605 г. до н. э. Ассирийская держава была уничтожена объединёнными силами миди?йцев, живших к северо-востоку от Междуречья, и возродившегося Вавилона.

    Раненый лев. Ассирийский рельеф . VII в. до н. э.

    Древний Египет. В середине IV тыс. до н. э., когда уже существовали шумерские города-государства, сложилось египетское государство, занимавшее долину реки Нил от первого порога до впадения в Средиземное море. В отличие от Междуречья, здесь проживало этнически однородное население и существовала привязанная к разливам Нила единая экологоэкономическая система.

    Египетское государство представляло собой классическую восточную деспоти?ю , т. е. сверхцентрализованное государство, в котором вся полнота власти принадлежала наследственному монарху. Слово фараона (царя) было законом: он назначал на высшие должности чиновников, распределял между ними поручения, отдавал приказы. Установление законов, государственное строительство, ирригационные работы, горное дело, внешняя политика – всё определялось правителем. В его распоряжении находились государственные ресурсы – человеческие, земельные, продовольственные, вещевые. В управлении страной фараон опирался на придворную знать и правителей но?мов (от гр . «область, округ») – административно-территориальных единиц, на которые делился Египет.

    Египтяне считали фараона сыном бога Солнца, почитали как символ благосостояния и процветания страны.

    Одной из главных личных забот правителя было создание ещё при жизни собственной усыпальницы. Согласно религиозным верованиям египтян, человек после смерти продолжал жить в загробном мире. Но поскольку душа не может существовать без тела, его необходимо было сохранить.

    В связи с этими верованиями в Египте разработали методику бальзамирования тел, что давало возможность длительного или, как предполагали египтяне, вечного сохранения мумии. Усыпальница и её содержимое – всё, что необходимо умершему в загробной жизни, – должны были соответствовать положению человека в земном обществе.

    Рамзес II. Рельеф . XIII в. до н. э.

    Одной из обязанностей фараонов было также строительство храмов, украшавшихся статуями богов. Каждый город имел своего бога-покровителя. Верховным богом в Египте считался бог Солнца Ра. Когда столицей государства стал город Фивы, его покровитель бог А?мон начал отождествляться с Ра – Амон-Ра. Грамотность, знания, образование – вся духовная жизнь общества сосредоточивалась в руках жрецов. Жрецы главных храмов оказывали большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику фараонов.

    Древняя Индия. Во II тыс. до н. э. на полуостров Индостан вторглись ар?ии – племена индоевропейского происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой цивилизации. Характерной чертой индийского общества являлось его деление на четыре ва?рны (санскр . «качество, цвет») – сословия , отличающиеся положением в обществе. Три из них считались высшими: бра?хманы (жрецы), кша?трии (воины) и ва?йшья (земледельцы, ремесленники, торговцы). Их представители назывались «дважды рождёнными», так как проходили обряд посвящения – второе рождение. В низшую варну входили шу?дры, призванные обслуживать «дважды рождённых». Человека к варне относили по рождению, переход из одной варны в другую был невозможен. В сословно-кастовую систему общества входили также неприкасаемые – те, кто не принадлежал ни к одной варне, – племена, занимавшиеся охотой и собирательством, а также представители «грязных» профессий. В Индии, как и в других древних цивилизациях, было распространено рабство.

    Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Общины содержали обслуживающих их нужды ремесленников. В Индии община имела не только экономическое значение, она была в большой степени автономна и в политическом отношении. Государство облагало общину повинностями, но в её внутреннюю жизнь не вмешивалось, хотя царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных. В то же время в Индии не было жёстко централизованных держав. Когда применительно к ним используется, например, термин «империя» , то следует помнить, что это было объединение ряда государств и племён, правители которых находились в разной зависимости от центральной власти и друг от друга.

    Танцующий бог Шива. Индия

    Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты. Письменность на древнеиндийском языке – санскри?те – носила слоговый характер. Мифология изложена в Ригве?де – первом известном памятнике индийской литературы, содержащем более 1000 религиозных гимнов, и в эпических поэмах «Махабха?рата» и «Рама?яна».

    Высшее место в пантеоне богов занимали Бра?хма – творец Вселенной, Ви?шну – сохранитель и Ши?ва – разрушитель. Древняя религия брахманизм со временем видоизменялась. В результате её развития сложился индуи?зм, который в настоящее время широко распространён в Индии и считается одной из мировых религий.

    В середине I тыс. до н. э. в Индии появляется новая религия – буддизм. Её основателем стал Бу?дда (санскр . «просветлённый»), наследный принц из рода Гаута?ма (другое имя – Шакьяму?ни – отшельник из племени ша?кья). Вступив на путь аскетической жизни, Гаутама пришёл к заключению, что поскольку жизнь – это страдание, то выход из круга страданий – в отказе от желаний. «Просветлённым» он стал после того, как достиг особого состояния – нирва?ны (санскр . «блаженство»), абсолютной отрешённости от внешнего мира. После смерти Гаутамы его ученики составили жизнеописание и свод высказываний Учителя. Статуи Будды и бодхиса?тв (существ, стремящихся к просветлению), установленные в храмах, призваны спасти всё живое от страданий.

    В религиозно-философских и этических воззрениях индуистов и буддистов важнейшее место занимает понятие «ка?рма» (санскр . «дело, действие»). Сумма добрых или злых деяний в прежних существованиях определяет, в какой форме произойдёт перевоплощение человека после смерти – реинкарнация (лат . «повторное воплощение»). В отличие от индуизма, буддизм не признаёт кастового деления и наличия богов – творцов мира, управляющих человеческими жизнями. С течением времени индуизм в Индии вытеснил буддизм, который получил широкое распространение в странах Юго-Восточной Азии.

    Древний Китай. Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. здесь возникло первое государство. В последующие века территория Китая постоянно расширялась, он стал огромной по размерам страной.

    В V в. до н. э. Китай распался на ряд государств – наступил так называемый период Борющихся царств. К этому времени относится возникновение конфуциа?нства – этико-политического учения, ставшего в дальнейшем основой государственной идеологии и образа жизни китайцев. В условиях крушения устоев семейно-кланового быта, бедствий и страданий простого народа основатель учения Конфу?ций (ок. 551 – 479 гг. до н. э.) обратился к старинным традициям общественной жизни. В них учёный нашёл основы, обеспечивающие государственную устойчивость. В центре конфуцианского учения – социальные идеалы и нормы поведения. Образцом для подражания, по Конфуцию, становился благородный человек, обладающий идеальными качествами, главные из которых – гуманность и долг. Гуманность, в трактовке философа, включала справедливость, чувство собственного достоинства, бескорыстие, любовь к людям и т. д.; долг понимался как моральные обязательства, к числу которых относилось стремление к знаниям.

    Конфуций учил, что каждый человек, включая правителя, должен знать свои права и обязанности, строго следовать нормам поведения. Место в общественной жизни определяется не знатностью и богатством, а только знаниями и добродетелями. Важнейшим принципом поведения является подчинение старшим. Конфуцианский культ предков – как умерших, так и живых – и сыновняя почтительность обеспечивали прочность семьи, а семейная иерархия проецировалась на иерархию социально-политическую.

    Всадник на верблюде. Китай

    В конце III в. до н. э. в Китае сложилось единое централизованное государство , основателем которого стал император Цинь Шихуанди? (259 – 210 до н. э.). При следующей династии Хань (правила в 206 до н. э. – 220 н. э.) конфуцианство утвердилось в Китае в качестве государственной идеологии («хань» стало самоназванием китайцев). Под его влиянием появилось особое привилегированное сословие чиновников – шэньши? (кит . «учёные мужи»), в которое включались лица, выдерживавшие жёсткий экзамен на учёную степень и получавшие после этого право занимать государственные должности. С упрочением положения шэньши в Китае сложилась централизованная бюрократическая империя, идеологически опиравшаяся на конфуцианские устои и буддизм.

    Культурное наследие Древнего Востока. Древневосточные цивилизации внесли немалый вклад в развитие мировой культуры. К культурному наследию Древнего Востока относятся изобретение письменности и числовых обозначений (цифровых символов), календаря, зачатки научных знаний, архитектурные памятники, произведения художественной литературы, первые законы, регулирующие общественную жизнь, и т. п.

    Благодаря письменности стала возможной устойчивая передача накопленных знаний от поколения к поколению, сложилась система образования. Распространение письменности, её активное использование в делопроизводстве и при заключении торговых сделок привело к переходу от её сложных форм (иероглифической и клинописной) к более простой и доступной (буквенной). Первый фонетический алфавит, возникший в Финикии, лёг в основу современных алфавитов – греческого, латинского, кириллического и др.

    Первые литературные произведения также появились на Востоке. Это и героический шумерский эпос о Гильгаме?ше, и произведения разных жанров, созданные египтянами. Около 900-х гг. до н. э. в Палестине началось составление текстов Пятикнижия (То?ры), рассказывающего об истории еврейского народа. На рубеже II – I вв. до н. э. были созданы «Исторические записки» Сы?ма Ця?ня, в которых описывалось прошлое Китая.

    Немалыми были и достижения в медицине. Мумифицируя умерших, египтяне знакомились со строением человеческого тела, составляли описания болезней и фармакологические предписания. До наших дней сохранился папирус, являвшийся учебником по анатомии и хирургии. Методика иглоукалывания, возникшая в Китае, с успехом применяется в медицине и в настоящее время.

    Астрономические наблюдения, позволявшие египтянам, вавилонянам, китайцам предсказывать разливы рек, определять время солнечных и лунных затмений, стимулировали развитие математических знаний. В Междуречье использовалась шестидесятиричная система счисления, а год делился, как это было в древнеегипетском календаре, на 12 месяцев. В странах Древнего Востока на основе математических расчётов и с применением технических навыков были созданы монументальные архитектурные сооружения, получило развитие изобразительное искусство – живопись, барильефы, скульптура.

    Памятники древневосточных цивилизаций – пирамиды, храмы, статуи, живопись, украшения – поражают воображение: одни – своей грандиозностью, другие – яркой художественной изобразительностью.

    Древний Восток стал колыбелью цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии. Европейская цивилизация через Античность восприняла культурные достижения народов Месопотамии и Египта. Культурные достижения индийской и китайской цивилизаций стали известны европейскому миру много позже, уже в период Нового времени.

    Вопросы и задания

    1. Где и когда зародились самые древние цивилизации?

    2. Сравните, что общего в цивилизациях Древнего Востока и выявите их главные отличия друг от друга.

    3. Охарактеризуйте деспотию и её основные черты. Приведите примеры.

    4. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, подготовьте проект об одном из религиозно-философских учений Древнего Востока.

    5. Обсудите на уроке, какой вклад внесли древневосточные цивилизации в мировую культуру.

    Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

    § 2. Цивилизации Древнего Востока Междуречье: народы, государства, цивилизация. Самые первые цивилизации в истории человечества – цивилизации Древнего Востока – возникли в долинах многоводных рек, наиболее благоприятных для поступательного развития общества. Таким

    автора

    Из книги Другая история литературы. От самого начала до наших дней автора Калюжный Дмитрий Витальевич

    Из книги История отравлений автора Коллар Франк

    Монархии древнего Востока Страна фараонов слыла центром распространения ядов, таким же, каким в свое время станет ренессансная Италия. Вместе с тем мы знаем не так уж много примеров политических отравлений в Египте. До нас дошло достаточно сведений о попытках незаконной

    Из книги Цивилизации Древнего Востока автора Москати Сабатино

    Глава 9 Лицо древнего востока Восточные изоиды На предыдущих страницах мы рассмотрели большое количество событий, политических и социальных форм, религиозных концепций, литературных и художественных произведений. Но всему этому по-прежнему не хватает единства,

    Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

    ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Первые в мировой истории крупные цивилизации образовались на Востоке. Древнейшие зачатки государственности возникли несколько тысяч лет назад в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ, в бассейнах Черного и Каспийского

    Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

    ЦИВИЛИЗАЦИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА Древнейший город на планете? В Сирии обнаружены руины города, возраст которого, по мнению ученых, составляет не менее 6000 лет. Возможно, это самый старый город на планете. Находка фактически изменила традиционные представления о появлении на

    автора Семенов Юрий Иванович

    2.4.11. Линейно-стадиальное понимание истории и советская (ныне российская) историология древнего мира вообще, историология Древнего Востока в первую очередь Сейчас у нас принято изображать советских историков как несчастных жертв марксистского диктата. В этом,

    Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

    4.3.3. Эпоха Древнего Востока (III - II тысячелетия до н.э.) Первые классовые общества возникли как небольшие острова в море первобытного общества. Это произошло в конце IV тысячелетия до н.э. почти одновременно в двух местах земного шара: в с северной части долины Нила и на юге

    автора Шишова Наталья Васильевна

    3.2. Доосевые культуры Древнего Востока Уровень материальной цивилизации и генезис социальных связейЕсли на Западе друг друга сменяли совершенно различные культуры, то на Востоке мы имеем дело с чем-то незыблемым, которое модифицируется только в своих проявлениях,

    Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

    3.3. Послеосевые культуры Древнего Востока Культура Древней ИндииДревнеиндийская цивилизация - одна из самых величайших и таинственных на Востоке. На ее основе сформировался индо-буддийский тип культуры, отличающийся оригинальностью и своеобразием и существующий до

    автора Семенов Юрий Иванович

    2. ЭПОХА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (III-II тысячелетия до н.э.) 2. 1. Возникновение первых классовых обществ Первые классовые общества возникли как небольшие острова в море первобытного общества. Это произошло на рубеже IV-III тысячелетия до н.э., по-видимому, почти одновременно в двух

    Из книги ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.) автора Семенов Юрий Иванович

    2.8. Духовная культура Древнего Востока Возникновение политарного общества было огромным прогрессом в развитии человечества. Существенные изменения произошли в культуре. На протяжении почти всей истории первобытности существовала одна единая культура общества в целом.

    Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

    Тема 3 Религии Древнего Востока

    Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

    4. Эпоха Древнего Востока (III-II тысячелетия до н.э.) Первое в истории человечества классовое общество было политарным. Оно появилось впервые в конце IV тысячелетия до н.э. в виде двух исторических гнезд: крупного политарного социоисторического организма в долине Нила

    Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

    Чудеса Древнего Востока Вавилонская башня Вавилонскую башню древние не причисляли к чудесам света, и совершенно напрасно. Она до сих пор считается одной из самых знаменитых и необычных построек Древнего Вавилона, расположенного на берегу реки Евфрат в Передней Азии. О

    учащимся 10-11-х классов

    Человек и общество

    1-й тематический зачёт в рамках подготовки к

    ЕГЭ-2017

    Подготовил для практикума: А.И. Колмаков, учитель истории и обществознания МКОУ Зональной СОШ

    без пробелов, запятых и других дополнительных символов

    1. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

    • Один из критериев общественного прогресса связан с достигнутым уровнем материально-технического развития общества.
    • Общество выполняет функцию воспроизводства и социализации человека.
    • Неотъемлемой чертой развития любого общества является деградация, возврат к уже отжившим социальным структурам и отношениям.
    • Революцией называют поэтапное преобразование, связанное с изменением какой-либо стороны общественной жизни.
    • Общество представляет собой сложную статичную систему.

    Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тек­сте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый сим­вол пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

    2. Выберите верные суждения о человеке и его потребностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

    • Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.
    • Индивид - единичный представитель человечества.
    • К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребность в познании окружающего мира.
    • Индивидуальные потребности людей могут противоречить общественным потребностям.
    • Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

    Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тек­сте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый сим­вол пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

    3. Учёные-социологи страны Z проводили исследование современной молодёжи. Они использовали различные методы. Найдите в приведённом списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    • анкетирование молодых людей
    • наблюдение за поведением разных групп молодёжи
    • описание внешнего вида представителей разных молодёжных субкультур
    • выявление закономерностей поведения разных групп молодёжи
    • выдвижение гипотез о связи выявленных фактов
    • формулирование выводов

    Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тек­сте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый сим­вол пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

    4. Известный писатель создал философскую притчу, в которой действуют герои национальной истории. Какие дополнительные признаки позволят сделать вывод о том, что данное произведение относится к элитарной культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    • Произведение выпущено крупным издательством.
    • Его содержание сложно для восприятия.
    • Произведение рассчитано на ограниченный круг любителей и знатоков.
    • Оно создавалось в коммерческих целях.
    • Произведение затрагивает проблемы экологии.
    • Произведение имеет развлекательный характер.

    Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тек­сте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый сим­вол пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.


    Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тек­сте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый сим­вол пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

    6.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    1)гуманизм; 2) мораль; 3) добро; 4) совесть; 5) честь.

    Ответ: _______________

    7.Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу. 1) инициативность; 2) темперамент;

    3) толерантность; 4) ответственность; 5) задатки; 6) трудолюбие.

    Найдите два качества, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Ответ: _______________


    Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тек­сте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый сим­вол пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

    Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

    9.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

    ( А )Умозаключение как форма мышления характеризуется тем, что из одного или нескольких оснований (посылок) выводится новое заключение или следствие, вывод. ( Б ) Проблемам развития логики, изучающей, в частности, и способы построения умозаключений, должно уделяться больше внимания.

    ( В )Эти выводы ещё раз прозвучали с трибуны последнего философского конгресса. ( Г ) В его работе приняли участие философы из многих стран мира. ( Д ) Организаторы конгресса постарались на славу, создав участникам благоприятные условия для работы.

    Определите, какие положения текста имеют

    • фактический характер
    • характер оценочных суждений
    • характер теоретических утверждений

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

    10.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Мотивом _____ ( А ) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная ____ ( Б ), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _____ ( В ), социальной группы, общества в целом. _____ ( Г ) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _____ ( Д ) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми. _____ ( Е ) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

    Список терминов:

    1) потребность; 2) деятельность; 3) природа; 4) социальный; 5) естественный;

    6) подлинный (разумный); 7) индивидуальность; 8) индивид; 9) идеальный (духовный).

    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.


    Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

    11. глобализация »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом позитивном проявлении глобализации в сфере культуры, и одно предложение, раскрывающее любое негативное проявление глобализации в сфере культуры.

    12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « истина »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.

    Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

    13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « мышление »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления, и одно предложение, раскрывающее творческий характер мышления.

    14. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые два позитивных и два негативных последствия глобализации . (Обязательно указывайте, какие последствия глобализации Вы относите к позитивным, а какие - к негативным , иначе ответ не будет засчитан).

    15. В стране Z доминирует стремление к гармонизации отношений общества и природы. В экономике на первый план выдвигается сфера услуг, происходит индивидуализация производства и потребления.

    Какой тип общества развивается в стране Z? Назовите любые три черты, соответствующие обществу данного типа, не указанные в условии задачи.

    Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

    16. В ходе реформы системы общего образования в стране Z учащимся старших классов была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и способностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите любые две другие тенденции развития современного образования и кратко охарактеризуйте одну из них.

    17. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме « Научное познание как один из видов познания ».

    18. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Духовная деятельность: содержание и формы (виды)». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    С2. Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любую из них конкретным примером.

    С3. Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой политической организации на Востоке? (Укажите две причины.) Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества помимо тех, которые указаны в тексте.

    С4. Автор подчеркивает, что основной культурной доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды. Сформулируйте собственную интерпретацию мысли автора (раскройте авторскую мысль).

    Е.И. Попов )

    С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «духовная жизнь общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о духовной жизни.

    Работа с текстом. Восточная цивилизация

    Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет - с Востока».

    С6. Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

    Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.

    С7. Современный мир называют сетевым. Многие ученые отмечают, что символами современного мира и человека стали компьютер и Интернет. Сформулируйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни современного общества. Приведите два аргумента в ее обоснование.

    Восток - это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

    С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…

    Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог, община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей, и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное - вовремя получить традиционно установленную ренту-налог. ( Е.И. Попов )



    Спасибо за работу!

    Ответственной подготовки и успешной сдачи ЕГЭ!!!

    Вернуть любимую