Как Иван IV "грозным" стал. Почему Иван IV получил прозвище Грозный Какое прозвище было у царя ивана 4

Мы называем Ивана IV Грозным, потому что нам сказали так его называть на уроках истории. Однако на вопрос, когда и почему Иван IV стал "грозным" до сих мало кто может ответить. Мы попробовали.

Не только Иван IV

Иван IV был не единственным "грозным" царем в русской истории. "Грозным" же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища "правосуд" и "великий". В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище "великий", а "грозным" стал его внук.

Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей "Истории Государства Российского" Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. "До Карамзина" Иван Грозный "числился" Иваном I.

Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси.

Когда Грозный стал "грозным"?

Когда и почему Ивана IV стали величать "грозным"? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. Вопрос следующий: кто его так назвал и когда? Не было ведь такого титула, никто Ивана IV не называл при жизни "грозным", как и Иваном IV не называл. Он был Иван Васильевич.

Абсурдность ситуации с прозвищем царя подтверждается тем, что однажды Александр Дюма написал буквально следующее: "Ивана Грозного за его жестокость стали называть "васильичем".

Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: "В источниках XVI века прозвище "Грозный" не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен".

То есть ответить на вопрос: "Когда именно появилось прозвище "грозный" не может даже Скрынников. Но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть получается, что "грозный" - это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нем.

Когда это происходило? Скрынников пишет, что, скорее всего, во время Смуты. Когда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведская интервенция, высокая смертность, низкие урожаи. Все было плохо. И тогда царя, которого уже не было, стали называть "грозным".

Сказки об Иване Грозном

Показательно, что Иван Грозный стал первым русским царем, про которого народ начал слагать сказки. Сам, без всякого на то принуждения государственной власти. До этого по этому самому принуждению про царей писали только летописцы, которые, как известно, были людьми далеко не независимыми.

О Грозном сложено много сказок. И из них, кстати, никак не складывается образ какого-то деспота, мучающего свой народ. Напротив, каждая сказка о Иване IV несет в себе тезис о том, что царь - человек, что он поставлен на царство самим Господом, что он так же, как и любой человек грешит, но так же, как и любой - раскаивается, а тяжесть своих прегрешений переживает еще при жизни.

"Вообще Иван Грозный был не заносчивый царь, простой. Он любил пообщаться с простым народом, узнать о его бедах и надеждах и даже поспорить иногда".

"Иван мудрый и справедливый был до крайности вспыльчив и нередко совершал поступки, о которых впоследствии жалел".

Мы приведем только две сказки о Грозном - "Иван Благочестивый", и "Иван Певчий".

"Иван был хоть и грозный царь, но благочестивый. Он свято чтил христианские заповеди и очень печалился оттого, что много всякой нечисти развелось на русской земле. Однажды решил он ведьм-колдунов всех истребить, причем не просто истребить, а по примеру инквизиции сжечь. С городов-крепостей свезли старух-переметчиц в Москву на площадь, обложили соломой и подожгли. Но наши ведьмы оказались проворнее западноевропейских: они превратились в сорок и разлетелись. Впрочем, спастись им не удалось: Иван Грозный был благочестивый царь. Он проклял ведьм, и его праведное проклятие оказалось сильнее их черных чар. Старухи навеки остались сороками и, чтобы не навлечь на себя новую беду, с тех пор и близко не подлетают к Москве".

"Как благочестивый человек, Иван Васильевич любил церковную службу. Особенно песнопения. Он и сам не был обделен слухом и голосом и считался прекрасным певцом. Еще бы, кто же станет перечить грозному царю! Смельчак, мудрец или глупец найдется всегда. Приехал как-то царь в Сергиев монастырь к бдению и услышал чудесное, сказочное пение. Пел местный чернец, имени которого сказка не сохранила. Плененный голосом чудесным, царь Иван захотел узнать, кто таков этот старец, откуда он. Но ни на вопросы, ни на молитвы царские монах не откликался и продолжал петь. Когда же, наконец, разгневался Иван Васильевич, то старец спокойно ответил, что во время службы в церкви должен звучать один голос – его. Царю хоть и хотелось петь, но в конце концов вынужден он был признать правоту мудрого чернеца и за разум одарить его".

Грозный отец

Москва – столица России, Волга впадает в Каспийское море, а Иван Грозный убил своего сына. Никому не важно, например, что есть мнение о том, что Волга впадает сначала в Каму. То же, что Иван Грозный убил своего сына и вовсе давно подвергается сомнению.

Есть мнение о том, что "грозным" Ивана IV стали называть как раз после того, что он убил сына. А убивал ли он его?

Главной уликой является... картина Репина.

Убийство Иваном Васильевичем своего наследника - весьма спорный факт. В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына. Исследования позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен.

Однако остается тайной, кто запустил легенду о сыноубийстве Грозного, но отношение к этому мифу об Иване Грозном было у иных правителей России достаточно однозначным. Когда царь Александр III увидел в галерее знаменитую сегодня картину Репина, то просто запретил её к показу.

Уверенно и бескомпромиссно высказал свое мнение о картине и Константин Победоносцев: "Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический ".

На картину Репина было в 1913 году совершено настоящее покушение. Его совершил старообрядец Иван Балашов. Он исполосовал картину тремя ударами ножа. Узнав об этом, хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов, бросился под поезд.

Что значит "грозный"?

Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово "грозный", когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.

Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.

Скрынников пишет:

"В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты."

Также он пишет о том, что "в представлении людей того времени "гроза" символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей."

Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились "заложенными покойниками". Практиковались: утопление (отправка преступников в их "родную" стихию - к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались "чистыми" животными, поэтому они карали человека за его грехи).

Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.

Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной:

Как же так получилось, что "грозный" приобрело то значение, которое связывается в народном сознании только с казнями, самодурством и сумасшествием (Фильм "Царь" Лунгина)?

Вероятнее всего, "ноги растут" из историографии Николая Карамзина, а также разговоров либеральной общественности на тему жестокости Ивана Грозного в начале "золотого" XIX века.

Есть у этого мифа и более глубокие корни, а именно - европейская историография, которая относилась к Грозному как к диктатору и сатрапу. Напомним, что Иван IV был англоманом, и вокруг него всегда "вертелись" сомнительные личности европейского происхождения, которые пытались лоббировать католичество и "прибрать к рукам" Московию. Иван Грозный этого не позволил, отношение к нему было не самое благожелательное.

Кстати, и сам слух о том, что Иван Грозный убил сына начал первым распространять Антонио Поссевино, папский легат. По этой версии Иван Грозный застал третью жену своего сына, Елену, в неподобающем виде. Невестка Грозного была беременной и лежала в одном исподнем. Иван IV разгневался и принялся "научать" Елену, ударил её по лицу и избил посохом.

Тут, по словам того же Поссевино, в палаты вбежал сын Грозного Иван и принялся укорять отца такими словами: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Финал известен. Отцовский посох достал и сына, проломив тому череп.

Показательно, что государи-народники относились к Ивану Грозному с пиететом и уважением (пример того же Александра III), хотя образ Грозного царя в прошлом очень удобен для действующей власти - он нивелирует все просчеты, говорит о том, что "вспомните и не ропщите, было и похуже". Удобен и тем, кто смотрит на Россию из-за границы.

Сейчас нам так же прививают страх к советскому времени.

© РИА Новости

16 января 1547 года великий князь московский Иван IV был коронован на царство. Этот правитель-реформатор, внесший перемены в жизнь Руси, также печально знаменит своей жестокостью и многочисленными зверствами.

Вероник Ларош-Синьориль (Véronique Laroche-Signorile)

Он был жестоким чудовищем. 470 лет назад Иван IV был провозглашен Великим князем и царем всея Руси. Он положил начало современной России, но стал и правителем, во времена которого в государстве царил террор. После ошибки при переводе его прозвали Terrible - «ужасный». Вот пять причин, по которым по отношению к нему можно было применить этот эпитет.

1. Массовые репрессии, мотивом которых служила жажда мести и параноидальный страх заговоров

В три года маленький Иван потерял отца, а в восемь лет - мать. Он оказался предоставлен воле бояр, представителей русской знати, которые правили, ссорясь между собой и жестоко уничтожая друг друга. И именно бояре превращают жизнь будущего царя в ад. Его унижают, бьют, он живет в постоянном страхе, что в любой момент его могут убить. Так и во время своего правления, тая злобу и ненависть в отношении бояр, он стремится их уничтожить. Под предлогом заговора, государственной измены, действительной или воображаемой, он выносит жестокие, беззаконные приговоры: опала, изгнание, казнь, пытки, заключение, конфискация имущества. Сотни высокопоставленных чиновников становятся жертвами его зверств, которые касаются также и их семей и ближайшего окружения (им отрубают голову, сажают на кол, заключают в монастыри, подвергают изгнанию…). Массовые расправы считаются в порядке вещей. Так, в 1570 году по приказу Ивана IV были уничтожены жители Великого Новгорода: их подозревают в государственной измене в пользу польского короля Сигизмунда Августа.

2. Начало опричнины, царство террора

В начале января 1565 года царь учреждает Опричнину, наделяя себя абсолютной властью. Опричнина - это территория, которую он выделяет себе, конфискуя ее у семей владевших ею бояр, которых выселяют на более отдаленные и бедные территории. Семьи дворян вынуждены бежать. Иван IV опирается на опричников, избранных из мелких дворян, которые получают конфискованные земли и действуют в роли наемников царя. В течение семи лет, до самого конца существования этой «службы» в 1572 году, они убивают, терроризируют, разоряют людей, разрушают и разграбляют часть Руси, пользуясь при этом полной безнаказанностью. Этот новый режим вновь представил Ивану Грозному возможность уничтожить и посадить в тюрьму множество бояр.

3. Большая изобретательность в пытках и изощренность в зверствах

В тюрьмах, которые царь построил в своей резиденции в Александровской слободе в 80 км к северо-востоку от Москвы, палачи применяют кнуты, колья, пики, клещи, горящие угли, веревку (которая разрезала тело за счет трения). Однако Иван IV постоянно ищет новые виды казней и орудия пыток. Так, он устанавливает огромные котлы с кипящей и ледяной водой, в которые поочередно окунают несчастные жертвы, пока с них не будет клочьями сходить кожа. В 1581 году он пытает своего врача и поставщика ядов Элизеуса Бомелиуса, поджарив его подвешенным на дыбе. В тот же год он cпускает диких медведей на монахов, запертых во дворе, окруженном высокими стенами, монахи вооружены четками и кольями. Особенно извращенной пыткой было заставить сына в тюрьме убить собственного отца, чтобы спасти свою жизнь, или заставить брата заколоть брата, а потом казнить этих людей за отцеубийство или братоубийство.

4. Он никогда не миловал окончательно

Даже если Иван IV мог проявить милость и прощение, он никогда не миловал окончательно. Он никогда не забывал своих обид и предательства, поэтому месть за давно содеянное могла настигнуть человека спустя годы. Именно это произошло с двоюродным братом царя Владимиром Андреевичем, который замышлял заговор в марте 1553 года, когда монарх был, как считалось, смертельно болен. Однако пациент выздоровел. И спустя 16 лет, после смерти царицы Марии, Иван Грозный решает отомстить за себя, обвинив в отравлении супруги своего родственника. «Виновного», его жену и детей заставляют выпить яд, предположительно, тот, от которого скончалась усопшая царица.

5. Железный посох стал оружием, сделавшим из царя убийцу собственного сына

У Ивана Грозного был длинный деревянный посох с наконечником из стали, которым он бил людей в припадках гнева, раня их до крови порой настолько сильно, что они умирали. В ноябре 1581 года царь поссорился со своим сыном из-за литовской войны или из-за побоев, нанесенных его беременной невестке из-за непристойного, на его взгляд, поведения. В приступе ярости он жестоко бьет царевича своим посохом по голове и по плечам. Получив удар в висок, 27-летний молодой человек падает на пол. В течение нескольких дней он находится в агонии и умирает 19 ноября. Иван Грозный становится детоубийцей и убийцей наследника русского престола, своего любимого сына, с которым он вместе наслаждался картинами человеческого страдания во время пыток.

После смерти Ивана Грозного 18 марта 1584 года и восхождения на трон его блаженного сына Федора в российской истории переворачивается эта страница жестокости. Но за ней вместе со Смутными временами последуют новые.

иван грозный

Почему Иван 4 получил прозвище грозный?
Что означает прозвище Ивана IV "грозный"?
Почему Иван Грозный был жестоким?

Историческая справка: Изначально прилагательное "грозный" означало «большой, великий». Именно такой смысл и был у прозвища Ивана III, которое впоследствии «унаследовал» его внук – Иван IV. С течением времени слово "грозный", берущее своё начало от того же древнего корня, что и немецкое "groß", приобрело ряд дополнительных значений, из которых до наших дней дошли лишь те, что связаны с угрозой и ужасом. Однако во времена Даля были ещё известны и такие, как «мужественный, величественный, повелительный, могущественный, сильный».

Иван Грозный, без сомнений, – один из самых оклеветанных героев нашей истории. В XVI веке ещё не было термина "информационная война", но как по-другому назвать поток лжи, направленный против последнего русского царя из рода Рюриков?

Обратимся к историческим фактам. В момент вступления на трон Ивану было всего три года, и счастливым его детство можно назвать с очень большой натяжкой. В семь лет у него отравили мать, после чего буквально на глазах убили человека, которого он считал своим отцом, любимых нянек разогнали, всех, кто ему мало-мальски нравился – либо уничтожили, либо услали с глаз долой. Во дворце он находился на положении цепного пса: то выводили в палаты, показывая иноземцам «любимого князя», то пинали все кому не лень. Доходило до того, что будущего царя забывали кормить на протяжении целых дней. Всё шло к тому, что перед совершеннолетием его просто бы прирезали, дабы сохранить в стране эру безвластия, – однако государь выжил. И не просто выжил – а стал величайшим правителем за всю историю Руси. И что самое поразительное – Иван IV не озлобился, не стал мстить за прошлые унижения. Его правление оказалось едва ли не самым гуманным за всю историю нашей страны.

Последнее утверждение отнюдь не оговорка. К сожалению, всё, что обычно рассказывается об Иване Грозном, колеблется от «полного бреда» до «откровенного вранья». К «полному бреду» можно отнести «свидетельства» известного знатока Руси, англичанина Джерома Горсея, его «Записки о России», в которых утверждается, что зимой 1570 года опричники перебили в Новгороде 700 000 (семьсот тысяч) жителей, при общем населении этого города в тридцать тысяч. К «откровенному вранью» – свидетельства о жестокости царя. Например, заглянув в широко известную энциклопедию «Брокгауза и Ефрона», в статью об Андрее Курбском, любой желающий может прочитать, что, гневаясь на князя, «в оправдание своей ярости Грозный мог приводить только факт измены и нарушения крестного целования...». Какие пустяки! То есть, князь дважды изменил Отечеству, попался, но не был повешен на осине, а целовал крест, христом-богом клялся, что больше не будет, был прощён, снова изменил... Однако при всём том царю пытаются поставить в вину не то, что он не покарал предателя, а то, что продолжает ненавидеть выродка, приводящего на Русь польские войска и проливающего кровь русских людей.

К глубочайшему сожалению «иваноненавистников», в XVI веке на Руси существовала письменность, обычай поминать мёртвых и синодники, которые сохранились вместе с поминальными записями. Увы, при всём старании на совесть Ивана Грозного за всё его пятьдесят лет правления можно отнести не больше 4000 погибших. Наверное, это немало, даже если учитывать, что большинство заслуженно заработало себе казнь изменами и клятвопреступлениями. Однако в те же самые годы в соседней Европе в Париже за одну Варфоломеевскую ночь вырезали больше 3000 гугенотов, а в остальных частях страны – только за две недели более 30 000. Герцог Альба, тоже современник Ивана Грозного, так порезвился в Нидерландах, что в течение нескольких лет было вырезано 100 тыс. человек. Около 70 тыс. человек было повешено при Генрихе VIII в Англии – людей просто сгоняли с земель. Потом и дочурка от папы недалеко ушла по цифрам. В Европе в 16 веке кровь лилась со страшной силой, и Иван Грозный по сравнению с этим выглядит, как совершенный вегетарианец рядом с любителями стейков. Не-ет, России до европейской цивилизации далеко.

Впрочем, основные черты личности Ивана Грозного не решаются оспаривать даже самые лютые его ненавистники, а потому мы совершенно точно знаем, что был он очень умён, расчётлив, ехиден, хладнокровен и смел. Царь был поразительно начитан, имел обширную память, любил петь и сочинял музыку (его стихиры сохранились и исполняются по сей день). Иван IV прекрасно владел пером, оставив богатое эпистолярное наследие, любил участвовать в религиозных диспутах. Царь сам разбирал тяжбы, работал с документами, не выносил гнусного пьянства.

Добившись реальной власти, молодой, дальновидный и деятельный царь немедленно начал принимать меры к реорганизации и укреплению государства – как изнутри, так и внешних его границ. К числу заслуг Ивана IV следует отнести:

  • сохранение независимости страны;
  • прекращение феодальной междоусобицы;
  • нейтрализация боярства, стремящегося создать олигархическое самодержавие;
  • увеличение территории Руси вдвое (под русское начало были возвращены Казанские и Астраханские земли, Северный Кавказ, Северный и Центральный Урал, а также Западная Сибирь);
  • проведение реформ военной службы, судебной системы и государственного управления;
  • создание крупной русской регулярной армии;
  • формирование оборонных рубежей;
  • возведение 155 крепостей и 300 новых городов;
  • постройка более 100 каменных храмов и монастырей;
  • внедрение элементов самоуправления на местном уровне (губная, земская и другие реформы);
  • открытие первой типографии и создание почтовой службы;
  • возобновление торговли с англичанами, Персией и Средней Азией;
  • увеличение благосостояния народа;
  • прирост численности населения – 30-50%;

Как же так случилось, что Иван IV вошёл в историю как "грозный", в то время как его следовало бы по идее именовать "великим"? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. Но ведь никто Ивана IV не называл при жизни "грозным", равно как и Иваном IV. Он был Иван Васильевич. Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: «В источниках XVI века прозвище "Грозный" не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен». Иными словами, ответить на вопрос: «Когда же именно появилось прозвище "грозный"» не может даже Скрынников, но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть получается, что "грозный" – это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нём.

Если же пойти дальше и заглянуть в словарь В.И. Даля, то в ряду толкований слова "грозный" можно обнаружить следующее: «встарь, напр. о царях: мужественный, величественный, повелительный и держащий врагов в страхе, а народ в повиновении» [Даль 1956: I, 297] . Не удивительно, что Даль даёт такую трактовку – ведь в древности одним из основных значений слова "грозный", как бы странным не казалось это сегодня, было «великий, внушающий благоговение, наводящий священный трепет». Мало кто помнит из курса истории, но именно такими прозвищами – грозный и великий – величали государя всея Руси Ивана III (деда Ивана IV), что по смыслу мало чем отличалось. Стоит также добавить, что будучи родственным немецкому "groß", прилагательное "грозный" среди прочих имело ещё и значения "могущественный" и "сильный" [Словарь русского языка XI-XVII вв., том 4]. Тем не менее, имя Ивана IV Грозного внесено в иноязычные, даже школьные, толковые словари в виде: Ivan the Terrible (ужасный, страшный, ужасающий) . При этом особым идиотизмом отличился один из французских энциклопедических словарей «La Rouse», где о нашем правителе можно прочесть буквально следующее: «Иван IV Грозный, русский царь, прозванный за жестокость Васильевич».

Очевидно, односторонний перевод прозвища на "универсальные" в разные эпохи европейские языки способствовал имиджированию европейского стереотипа об уникальности тиранства русского царя. Способствовало этому и то тотальное нравственное осуждение, которому благодаря династии Романовых подвергся этот царь в религиозной и в светской культурной традиции собственной страны. Это осуждение было в XIX в. поддержано и русской литературой, и русской живописью, и скульптурой, а в XX веке по инерции ещё и киноискусством. Этот ряд прецедентных произведений самой русской культуры, иные из которых получили мировую известность, наряду с европейской исторической и мемуарной литературой, закрепил именно за русским царём стереотип уникального диктатора, в то время как истинными тиранами и палачами были правители тогдашней Европы, а также приведённые к власти в нашей стране инородцы Романовы.

Мы называем Ивана IV Грозным, потому что нам сказали так его называть на уроках истории. Однако на вопрос, когда и почему Иван IV стал «Грозным» до сих мало кто может ответить. Мы попробовали.

Не только Иван IV

Иван IV был не единственным «грозным» царем в русской истории. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.

Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей «Истории Государства Российского» Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. «До Карамзина» Иван Грозный «числился» Иваном I.

Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси.

Когда Грозный стал «Грозным»?

Когда и почему Ивана IV стали величать «грозным»? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. Вопрос следующий: кто его так назвал и когда? Не было ведь такого титула, никто Ивана IV не называл при жизни «грозным», как и Иваном IV не называл. Он был Иван Васильевич.

Абсурдность ситуации с прозвищем царя подтверждается тем, что однажды Александр Дюма написал буквально следующее: «Ивана Грозного за его жестокость стали называть «васильичем».

Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: «В источниках XVI века прозвище «Грозный» не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен».

То есть ответить на вопрос: «Когда именно появилось прозвище «грозный» не может даже Скрынников. Но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть получается, что «грозный» - это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нем.

Когда это происходило? Скрынников пишет, что, скорее всего, во время Смуты. Когда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведская интервенция, высокая смертность, низкие урожаи. Все было плохо. И тогда царя, которого уже не было, стали называть «грозным».

Что значит «грозный»?

Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово «грозный», когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.

Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.

Историк Скрынников пишет: «В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты».

Также он пишет о том, что «в представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей».

Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились «заложенными покойниками». Практиковались: утопление (отправка преступников в их «родную» стихию - к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались «чистыми» животными, поэтому они карали человека за его грехи).

Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.

Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной: «…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом…А город и всё, что в нём, сожгли огнём», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объявлены «заклятыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».

Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.

Иван IV Васильевич Грозный родился 25 августа 1530 года в селе Коломенское под Москвой. Сын великого князя Василия III (Рюриковича) и княгини Елены Глинской (литовская княжна).

В 1533 году он потерял отца, а в 1538 году умерла его мать.

После смерти Василия III государством при малолетнем царе управляли княгиня Елена, князь Иван Овчина-Оболенский-Телепнев, Бельские, Шуйские, Воронцовы, Глинские. Иван IV рос в обстановке борьбы за власть между враждующими боярскими группировками, сопровождавшейся убийствами и насилиями, которые способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости.

Этот акт имел большое международное значение , поскольку в нем выражалось право Русского государства на одно из первых мест среди государств Европы.

В 1562 году царское достоинство было утверждено за русским царем константинопольским патриархом от имени его самого и Константинопольского собора.

Активное участие Ивана Грозного в государственной деятельности началось с создания из числа своих единомышленников своего рода совета, так называемой Избранной рады — фактического правительства Русского государства.

В 1549-1560 годах он осуществил реформы в области центрального и местного управления (оформляются важнейшие приказы, ликвидируется система "кормлений"), права (составляется общегосударственный кодекс — Судебник), армии (ограничивается местничество, создаются основы стрелецкого войска, налаживается сторожевая служба на границах Русского государства, выделяется артиллерия в самостоятельный род войск, появляется первый воинский устав — "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе") и др. После падения Избранной рады (1560) единолично проводил линию на укрепление самодержавной власти.

Борясь с властью и влиянием бояр, а также с остатками феодальной раздробленности в стране, Иван IV в 1565 году ввел особую форму правления — опричнину — систему репрессивных мер против боярства, направленных на укрепление единоличной власти царя. Основными методами борьбы с политическими противниками стали казни, ссылки, конфискация земли.

Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570 года, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом, в ходе которого были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода.

От кровавых расправ и массовых репрессий Ивана IV гибли и его политические противники, и десятки тысяч крестьян, холопов, посадских людей. Во время одной из вспышек гнева в 1582 году он нанес смертельные побои своему сыну Ивану. В народе Иван IV получил прозвище "Грозного", отразившее представление о нем как о царе-тиране.

Характерной чертой социальной политики Ивана IV было усиление крепостного гнета (отмена Юрьева дня и введение заповедных лет).

Во внешней политике проводил курс на доведение до конца борьбы с преемниками Золотой Орды, расширение территории государства на восток и овладение берегами Балтийского моря на запад. В результате военных походов Ивана IV в 1547-1552 годах было присоединено Казанское, в 1556 году — Астраханское ханство; в зависимость от русского царя попали сибирский хан Едигей (1555) и Большая Ногайская орда (1557). Однако Ливонская война (1558-1583) закончилась потерей части русских земель и не решила основной задачи — выхода к Балтийскому морю. С переменным успехом царь боролся с вторжениями Крымского ханства.

Как полководец Иван IV отличался смелостью стратегических замыслов и решительностью, лично руководил войсками в Казанских походах, походе на Полоцк (1563), Ливонских походах (1572 и 1577). В борьбе за крепости широко использовал артиллерию и инженерные (минно-подрывные) средства.

Иван IV развивал политические и торговые связи с Англией, Нидерландами, Кахетинским царством, Бухарским ханством, Кабардой и др.

Царь был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью , богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в том числе к князю Андрею Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Иван Грозный способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Поддерживал летописание.

Умер Иван IV Грозный в Москве 18 марта 1584 года. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Иван Грозный был женат несколько раз. Не считая умерших в младенчестве детей, у него было трое сыновей. От первого брака с Анастасией Захарьиной-Юрьевой родились два сына, Иван и Федор. Старшего сына и наследника Ивана, по одной из версий, царь случайно убил, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Второй сын — Федор, отличавшийся болезненностью, слабостью и умственной неполноценностью, стал царем после смерти Ивана Грозного. Третий сын царя — Дмитрий Иванович, родившийся в последнем браке с Марией Нагой, погиб в 1591 году в Угличе. Так как Федор умер бездетным, то с его смертью завершилось царствование династии Рюриковичей.

(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах —2004 г.г.)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Храбрость