Разница между курдами и турками. Мой парень курд или кто такие курды? Расизм в германии

2 октября в Иракском Курдистане про­шли парламентские выборы. В этот же день в иранской тюрьме казнили пятерых курдов. Эти события оживили дискуссию о создании независимого курдского государства. Своим мнением поделился иностранный корреспондент «Нашей Версии» Сергей Поживилко.

30-миллионный курдский народ – самый крупный этнос, лишённый своего государства по произволу колонизаторов. Почему эта историческая несправедливость не исправляется в век политкорректности и прав человека?

Народ разделяют не только границы. Он разломан изнутри. Иранские и иракские курды более консервативные, у них сильны родоплеменные отношения. Сирийские и турецкие – прогрессивнее. Разнообразнее их политическая палитра. В ней заметны коммунисты и анархисты. Лидер иракских курдов Барзани сказал, что для него сирийские соплеменники хуже врагов-игиловцев.

Углубляется раскол между светскими и религиозными кругами. На последних выборах 56% турецких курдов проголосовали за Эрдогана как за брата по исламу. А светская курдская партия заняла третье место, потому что её поддержали прогрессивно настроенные турки. В Иракском Курдистане открыто действуют «Братья-мусульмане»** и другие исламистские группировки.

Казалось бы, курды могут получить независимость сначала от государств, где они проживают, а потом уже думать о единой стране. Иракские курды были близки к этому. Де-факто курды после вторжения поддерживаемых ими американцев не оглядывались на крайне слабое центральное правительство. Они заняли примыкающие к их территории нефтеносные районы. Но из столицы шли деньги на зарплату учителям, врачам, силам безопасности и военным, развитие инфраструктуры. Лишаться их было не резон. Референдум о независимости с результатом 93% за провели в конце прошлого года. Но время было упущено. Центральное правительство укрепило свои позиции. Оно не только не признало итогов референдума, но тут же вытеснило курдов из нефтеносных районов. Не оказал поддержки и «верный» союзник США.

После смерти лидера умеренных курдов Талабани его сторонники раскололись и их влияние ослабло. Но Багдад может опираться на них. Перестали считать себя курдами и изиды, община которых есть и в России. Руководитель Курдистана Барзани обещал защитить их от ИГИЛ*, но обманул. Они стали беженцами.

В оккупированном союзниками Иране во Вторую мировую возникло курдское государство. Но как только союзники ушли, оно было разгромлено, а руководство во главе с Барзани-отцом бежало в Азербайджан. Партия Барзани и сегодня доминирующая политическая сила в Иракском Курдистане. Но речь не идёт не только о его независимости, но и даже об автономии.

Вроде бы есть шанс у сирийских курдов в случае раздела страны. Однако шанс этот достаточно призрачный плюс его сразу же уничтожили вторгшиеся турецкие войска. На поддержку американцев, которым, как и в Ираке, курды служат верой и правдой, рассчитывать не приходится. Уйдут и забудут. О ситуации в Турции говорить не стоит. Она ещё более безнадёжна…

В 2007 году тогдашний президент Ирака Талабани назвал независимый Курдистан поэмой. Да, пока это красивая и справедливая мечта, которая может никогда не осуществиться.

* «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») - официально запрещенная в России международная организация.

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») - официально запрещенная в России международная организация. ** Верховный Суд Российской Федерации признал Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Братья-мусульмане и Партию исламского освобождения экстремистскими организациями, запрещенными на территории России - 14.02.2003 № ГКПИ 03 116, вступило в силу 04.03.2003

Курды и турки издавна живут по соседству, и сторонний человек вряд ли отличит одних от других. Между тем единственное, что объединяет эти народы, – религия, да и то лишь частично. В то время как турки являются мусульманами-суннитами, а Османская империя несколько веков была главным оплотом ислама, курды придерживаются разных верований, хотя большинство из них также мусульмане. Чем отличаются курды от турков, кроме религии? Рассмотрим подробнее.

Языки

Между курдским и турецким языками нет ничего общего. Турецкий язык относится к огузской подгруппе тюркских языков, и ближайшими его «родственниками» являются гагаузский язык, на котором говорит малочисленный народ, проживающий в Молдавии и Одесской области Украины, и один из диалектов крымско-татарского языка. Чуть дальше отошел азербайджанский язык, в котором много заимствований из персидского, хотя некоторые лингвисты и его считают диалектом турецкого.

Отличие курдов от турков в том, что курдский язык относится к иранским языкам, входящим в индоевропейскую семью. Хотя существование единого курдского языка – предмет лингвистических споров. Большинство специалистов считает, что корректно говорить о существовании курдской языковой группы, состоящей из нескольких языков:

  • курманджи;
  • сорани;
  • келхури.

Сравнение

Турки, мигрировав в Малую Азию в историческое время (позднее Средневековье), разгромили Византийскую империю и сделали Константинополь свой столицей, дав ему другое имя – Стамбул. Позже Османская империя (в то время турки называли себя османами) разрослась, наводя ужас на европейские королевства. Османы даже осаждали Вену – столицу могущественной Австрийской империи, правда, взять ее не смогли. Османская империя много воевала с другой империей – Российской, постепенно отступая и сдавая захваченные ранее территории. В 1918 году, после поражения в Первой мировой войне, Османская империя развалилась, и новые границы страны были очерчены в основном согласно расселению турецкого народа (за некоторым исключением).

Курды, в отличие от турок, никогда не имели собственной государственности, всегда входя в состав чужих империй. После Первой мировой войны, когда территория Османской империи и Ближний Восток были произвольно перекроены европейскими державами-победительницами, места для курдского государства на новой политической карте мира снова не нашлось. В результате курды, более-менее компактно проживающие на сопряженных территориях трех государств – Турции, Ирака и Сирии, не сумели стать единой нацией с точки зрения мирового сообщества. Этому способствовала не только политическая, но и культурная разобщенность. Курдам часто приходилось отстаивать свои интересы с оружием в руках, поэтому за ними на Ближнем Востоке прочно закрепилась слава стойких и опытных воинов.

Для турок цементом, скрепляющим народ в единую политическую нацию, стал ислам суннитского толка, а вот у курдов не все так однозначно. Часть их, как и турки, мусульмане-сунниты, другая часть, проживающая на востоке национального ареала, – шииты, а третья часть вообще не является мусульманами. Эти курды придерживаются езидизма – синкретической религии, берущей корни не только в исламе, но и в иудаизме, христианстве и даже зороастризме. На этом, пожалуй, можно и закончить разговор на тему, в чем разница между курдами и турками. Как видим, различий намного больше, чем общего.

BENİM EVİM TÜRKİYE

Курды (курд. Kurd) - индо-европейский ираноязычный народ, проживающий главным образом на территории Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Говорят на курдском языке.
Большинство курдов исповедует ислам суннитского толка, часть - ислам шиитского толка, езидизм, христианство и иудаизм.
Курды - один из древних народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано.

Курды в Турции. Самый большой массив курдской этнической территории занимает юго-восток и восток Турции в районе озера Ван и города Диярбакыра . Отдельные курдские поселения разбросаны также по всей Анатолии, крупные курдские диаспоры сосредоточены в больших городах на западе страны. Точная численность курдов в Турции, ввиду фактического отказа правительства этой страны признавать такую национальность, может быть оценена только приблизительно. Экспертные оценки говорят о 20 - 23 % населения страны, что может составлять до 16-20 млн чел. В это число включаются северные курды-курманджи - основное курдское население Турции и народ заза (говорящий на языке зазаки) - ок. 1,5 млн чел., а также значительная доля тюркоязычных курдских племён, перешедших на турецкий язык - ок. 5,9 млн чел.).
Курдистан. Основная проблема курдов заключается в том, что эта народность не имеет собственного государства. Кроме того, курдов, проживающих на территории Сирии и Турции, унижают в их правах: в Сирии они не являются гражданами, в Турции они не имеют права разговаривать на своем языке, изучать и пропагандировать свою культуру, язык.

Проблему осложняет то, что территория Курдистана довольно богата природными ресурсами, в частности нефтью. Соответственно, крупные и сильные мировые государства всеми силами пытаются оказывать свое влияние на этот серьезный источник энергии.

Имеет место и политическая разобщенность курдов. Несколько политических партий, существующих в этой области, не могут друг с другом договориться.

Курдам приходится жить в сложных условиях. Регионы, где они проживают, экономически малоразвиты. Многие считают этот народ диким и необразованным. Хотя на самом деле, культура курдов достаточно многогранна и насчитывает несколько столетий.

Как отличить турка от курда? По внешности: курды более тёмные, цвет волос, глаз, тела ближе к арабам (персам). Курды низкого роста, коренастые. По разговору: большинство курдов говорят на турецком языке с курдским акцентом, если ваш "турецкий" парень знает курдский - 100% он курд, т.к. турки не знают и не понимают курдского языка. Религиозность: даже если молодой курд развлекается, пускается во все тяжкие, имеет много девушек, он ходит в мечеть, совершает намазы, неумеренная религиозность, уважительно относится к родителям и всем родственникам, живут все вместе (кланом), в жены выберает скромную девушку, девственницу, способную родить не менее 3х детей, заботливую, подчиняющуяся ему во всём. По поведению: большинство работников в курортных зонах (бармены, официанты, хамамщики, др.обслуживающий персонал) - курды,молодые, малообразованные, разговаривают (и пишут) на уличном языке, ведут себя вызывающе, неуважительно относятся к девушкам, могут крикнуть вам в след "эй, наташа!". Курды ненавидят турков и Турецкую республику, высказываются против нынешнего правительства, мечтают о воосоединении исторического народа и Курдистане.

Третьей межнациональной проблемой является проблема внутригосударственная, или, так называемая, «курдская проблема». Дело в том, что на восточной части Анатолии проживает большая этническая группа – курды. Собственно, проживают они на всей территории Турции, но на востоке им принадлежат целые города в госуд арствах Турции, Ирака и Сирии.

Они обладают общей культурой, языком, историей и видят себя единым народом. Так вот, этот народ хотел бы стать самостоятельным целостным государством. Но загвоздка как раз в том и заключается, что разрешение они должны получить сразу от трех государств и, таким образом, нарушить их территориальную целостность. Ни одна из вышеперечисленных стран на это пойти не хочет. Помимо этого, долгое время курдские меньшинства подвергались со стороны Турции определенной дискриминации, равной впрочем, и для других не турецких народностей из-за политики пантюркизма, о которой мы рассказали выше. Для того, чтобы добиться самостоятельности и привлечь внимание мировой общественности к своей проблеме, в курдской среде родилось великое множество террористических организаций, занимающихся взрывами, поджогами, уничтожением турецких чиновников и госслужащих, а так же нападением на военные форт-посты. Еще 15 лет назад курдская проблема была чрезвычайно остра. Поняв, что военные спецоперации, слежка и физическое уничтожение террористов не дают больших результатов, турецкие власти пошли на некоторые политические уступки, в частности, узаконили несколько курдских политических партий, ранее запрещенных, открыли ряд телевизионных и радиоканалов на национальных языках и так далее. Однако, проблема отношений двух национальностей существует и по сей день. Курды все так же стремятся к независимости и требуют все новых уступок.

Однако надо понять и турецкие власти. Население, проживающее в курдских регионах, зачастую имеет очень низкое образование, не раз они нападали на турецких врачей и учителей, присланных в их поселки, или просто не пускали детей в школу. Такие бойкоты проводились там не по той причине, что учиться детям будет нужно на турецком языке и по турецкой учебной программе, а потому что девочкам, по их мнению, 3-х классов вполне достаточно, да и мальчики должны работать, а не бездельничать в школе. Курдские семьи часто очень многодетные, и чем ниже культурный уровень и достаток семьи, тем больше там детей. Там до сих пор существует кровная месть, а самосуды и расправы без обращения в полицию совсем не редкость. Если в какой-нибудь горной деревне этого региона женщина изменит своему мужу, будь те уверенны, что до развода она не доживет. Отсюда и пренебрежение, а иногда и открытая неприязнь турок к курдам.

Большинство курдов так же не жалует турок, считая себя ущемленными и населением второго сорта. Такая информация, однако, ни в коем случае не распространяется на всех курдов и турок. Так, многие курды, живущие в крупных городах, получают хорошее образование, оканчивают университеты и получают востребованные профессии. Курды - политические деятели, деятели искусств, предприниматели, государственные служащие- несомненно, есть и в большом количестве. Многие имеют родственников-турок или турок-друзей и прекрасно ладят между собой, однако общая тенденция, несомненно, таковой не является. Турки предпочитают не иметь близких отношений со своими курдскими соседями и вряд ли захотят переехать в курдский район страны, хотя бы для очень выгодной работы и высокой зарплаты.

Немногие сегодня знают, кто такие курды и где они живут? А ведь к курдам относится большое количество людей. Курдистан — юго-западная территория азиатского материка, которую в абсолютном или относительном большинстве населяют курды. Курдистан — не государственно-политическое, а этнографическое название, поскольку он расположен на территории четырех государств:


    Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до cвыше 30 млн человек. В Турции проживают 14—15 млн курдов, в Иране — около 4.8—6.6 млн, Ираке — около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тыс. курдов, в основном в Азербайджане и Армении .

    Курды являются ираноязычным народом, проживающим на территориях Турции, Ирана, Сирии, Ирака, а также частично в Закавказье. Курдский народ говорит на двух диалектах — курманджи и сорани.
    Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…» . С точки зрения Н. Я. Марра, «курды сохраняют элементы древней культуры Переднего Востока потому, что они являются потомками автохтонного населения… » — писал 0. Вильчевский (1-70). Ученые — академики Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, В. Ф. Минорский, Г. А. Меликишвили, И. Шопен, П. Лерх, профессор Эгон фон Эльктедт, Амин Заки, Гурдал Аксой и другие в числе предков курдов называют древние племена кутиев, луллубеев, хурритов, касситов, мадов (мидийцев) , кардухов, урартцев, халдов, маров, киртиев и других обитателей седого Ближнего Востока. Курды как потомки этих племен своими корнями уходят в далекое историческое прошлое

    Курды — самый большой народ, не имеющий собственного государства. Курдская автономия существует только в Ираке (Курдское Региональное Правительство Ирака).

    Этот народ борется за создание Курдистана уже более двадцати лет. Стоит отметить, что курдскую карту разыгрывают все мировые державы. Так, например, Израиль и США, которые являются союзниками Турции, поощряют её борьбу с курдским движением. Россия же, Греция и Сирия поддерживают Рабочую партию Курдистана.


    Такой интерес других государств к Курдистану можно объяснить и их заинтересованностью богатыми природными ресурсами территории, населённой курдами. Одним из важнейших ресурсов является нефть.

    Из-за довольно выгодного географического и стратегического положения Курдистана с давних времён иноземные завоеватели обращали особенное внимание на эти земли. Поэтому со времен образования Халифа и до настоящего момента курды вынуждены были вести борьбу против поработителей. Стоит отметить, что курдские династии во времена раннего феодализма имели значительное политическое влияние на Ближний Восток и правили не только в отдельных княжествах, но и в таких крупных странах как Сирия и Египет.

    В 16 веке в Курдистане началась череда непрекращающихся войн, причиной которых стали Иран и Османская империя, спорившие за обладание его землями.

    Согласно Зохабскому договору (1639 г.), ставшему итогом этих войн, Курдистан разделился на две части — Турецкую и Иранскую. Впоследствии это событие сыграло роковую роль в судьбе народов Курдистана.

    Османское и иранское правительство постепенно ослабляли, а затем ликвидировали курдские княжества с целью закабалить Курдистан в экономическом и политическом плане. Это привело к усилению феодальной раздробленности страны.

    Правительство Османской империи втянуло курдов против их воли в первую мировую войну, что впоследствии привело к разорению края и разделу его на четыре части: турецкую, иранскую, иракскую и сирийскую.

    Происхождение курдов

    Происхождение курдов в настоящее время является предметов дискуссий и споров. Согласно нескольким гипотезам, этот народ имеет:


    • Скифо-мидийское происхождение.

    • Яфетическое.

    • Северная Месопотамия.

    • Иранское плато.

    • Персия.

    Очевидно, что в формировании курдского народа принимали участие многие из представителей указанных местностей.

    Вероисповедание курдов

    В Курдистане существует несколько религий. Основная часть населения курдов (75%) исповедует ислам суннитского толка, также есть мусульмане-алавиты и шииты. Небольшая доля населения исповедует христианство. Кроме того, 2 млн привержены доисламской религии «Езидизма» называющих себя Езидами.. Однако, несмотря на вероисповедание, каждый курд считает своей исконной религией зороастризм.

    Говоря о езидах всегда нужно помнить:


    • ЕЗИДЫ один из древних народов Месопотамии, говорят на диалекте курманджи курдского языка - культура идентично с курдским, религия езидизм.


    • ЕЗИД рождается от отца курда-езида, а матерю может быть любая порядочная женщина.

    • ЕЗИДИЗМ исповедуют не только курды-езиды, но и иные представители курдского народа.

    • ЕЗИДЫ - это этнические курды, исповедуют древнекурдскую религию езидизм.

    Суннизм является доминирующей ветвью ислама. Кто такие сунниты курды? Вероисповедание их основано на «сунне», представляющей собой свод правил и устоев, которые были основаны на примере жизни пророка Мухаммеда.

    Курдский народ — самый крупный по численности, имеющий статус «национального меньшинства». Численность курдов в мире не имеет точных данных. В зависимости от источников, эти цифры очень разнятся: от 13 до 40 млн. человек.

    Проживают представители этой народности в Турции, Ираке, Сирии, Иране, России, Туркменистане, Германии, Франции, Швеции, Нидерландах, Германии, Британии, Австрии и многих других странах мира.

    Курды в Турции сегодня

    В настоящее время в Турции живёт около 1,5 миллионов курдов, которые говорят на курдском языке.

    В 1984 году Рабочая партия Курдистана вступила в войну, (которая длится и до настоящего момента) с официальными властями Турции. Курды в Турции сегодня требуют провозглашения единого и независимого государства — Курдистан, который объединит все территории, населённые курдами.

    Сегодня курдский вопрос — один из ключевых в обсуждениях дальнейшего пути евроинтеграции Турции. Требования Европы предоставить курдскому народу автономность и права, соответствующие европейским стандартам, пока остаются нереализованными. Эти обстоятельства во многом объясняют причину, почему турки не любят курдов.

    Традиции и обычаи курдов

    В связи с тем, что курды не имеют собственного официального государства, определённого политического статуса в мире, не многие знают, кто такие курды. История и культура этого народа, между тем, отличается своим богатством и многогранностью.


    • С согласия девушки жених может её похитить. Если это происходит против воли родителей, ему приходится везти её в дом шейха, причем, в случае, если родные настигнут беглецов, то могут их убить. Если же молодые успеют укрыться в доме шейха, то последний вручает родителям невесты выкуп, и стороны примиряются.

    • Курдская женщина имеет право выбирать себе в мужья любимого мужчину. Как правило, выбор дочери и родителей совпадает, однако, в противном случае, отец или брат могут насильно выдать девушку замуж за того человека, которого посчитают достойным кандидатом в мужья. При этом отказ девушки этому кандидату считается страшным позором. Развестись с женой также считается позором, и такие случаи встречаются крайне редко.

    • Свадьба курдов может длиться до семи дней, и её продолжительность зависит от материального положения хозяев. Это очень напоминает свадебные традиции Турции .

    • Если родственники жениха живут далеко от родственников невесты, то играют две свадьбы, а в случаях, когда молодые проживают на небольшом расстоянии друг от друга — празднуют одну большую свадьбу.

    • Свадебные торжества у курдов пышные и дорогостоящие, поэтому родители сына копят деньги для свадьбы на протяжении долгого времени. Впрочем, расходы окупаются подарками гостей, в качестве которых, как правило, выступают овцы или деньги.

    • Угощения на свадьбы или другие праздники состоят из риса и мяса. Мужчины и женщины отмечают праздники порознь в разных палатках.

    • Кровная месть актуальна у курдов и до настоящего времени. Причинами ссор могут быть нехватка воды, пастбищ и т. д. Однако современные курды всё чаще решают конфликты с помощью платы. Известны и такие случаи, когда в качестве платы выступала женщина или девушка, которую выдавали замуж врагу, и стороны примирялись.


    • Многие курдские женщины и девушки ходят в брюках, что объясняется удобством при верховой езде на лошадях. Украшениями для женщин служат золотые и серебряные монеты.

    • В супружеских отношениях курды моногамны, за исключением беков, которые могут жениться повторно для того, чтобы укрепить родственные связи.

    • Отличается этот народ и своим уважительным отношением к представителям других религий, независимо от того, какая вера у курдов, они могут участвовать в религиозных церемониях иных конфессий.

    • Также курды отличаются своим дружелюбием по отношению к другим национальностям, однако не терпят ситуаций, связанных с притеснением их языков, обычаев и порядков.

    Борьба курдов за независимость

    Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире). В году он начал чеканить монету от собственного лица и совершенно перестал признавать власть султана. Однако летом г. Бохтан был занят турецкими войсками, эмират ликвидирован, с сам Бадрхан-бек взят в плен и сослан (ум. В 1868 г. в Дамаске).

    Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взять Битлис , а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с турецкими представителями, схвачен и отправлен в Стамбул (март г.) После этого восстание сошло на нет.

    Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию (как более слабого противника), овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Турции. План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Турцию. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.

    В это время в Курдистан все более проникает из Европы идеология национализма ; ее пропаганду вела первая курдская газета —«Курдистан», которую выпускали с г. в Каире потомки Бадрхана.

    Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после Младотурецкой революции года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед затем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Турции, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г.. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.

    Что же касается Турецкого Курдистана, то курды, боявшиеся попасть под власть армян и западных держав, поддались на агитацию Мустафы Кемаля , обещавшего им полную автономию в совместном курдско-турецком мусульманском государстве, и поддержали его в ходе греко-турецкой войны. В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.

    После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нем независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.

    Новое восстание турецких курдов началось в г. в Араратских горах. Оно было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме. До г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в г. В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.

    Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан. В г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзане происходит новое восстание под руководством 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов: от Демократической партии Курдистана откололся целый ряд левых партий, летом 1975 г. оформившихся в Патриотический союз Курдистана под руководством Джаляля Талабани .

    В начале г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана.

    В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время Ирано-Иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев.

    В марте года в результате поражения иракских войск, в Иракском Курдистане вспыхнуло новое восстание. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО , действуя по мандату ООН вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является

    В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего ее приверженцев называют «апочистами». После военного переворота г. ее члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана», Первая вооруженная акция была совершена в году, к середине 90-х гг. РПК уже обдала армией не несколько тысяч (по ее собственным утвержденим до 20 тысяч) «герилла» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате боевых действий погибло более 35 тысяч человек. В г. Сирия под нажимом Турции отказалась от поддержки РПК и выслала Оджалана, чем нанесла по партий сильнейший, и как оказалось непоправимый удар; Оджалан был захвачен турками в Кении, судим и приговорен к смертной казни; в настоящее время он находится в тюрьме на о. Имралы.

    В настоящее время фактическим центром курдского национального движения является Иракский Курдистан. Среди курдов распространена надежда, что он станет основой будущего независимого и объединенного «Большого Курдистана».

Буду собой