Агнесса сорель портрет. Агнесса Сорель: очаровать короля, взбесить церковь и спасти Францию. Золотое шитье для нужд Франции

Меленский Диптих Жан Фуке написал в середине 15 века, но многие готовы поверить, что это современная работа, когда видят правую часть с Богоматерью.

Жан Фуке — Меленский Диптих, 1450-1452

Застывшие формы, несколько неестественная поза младенца и необычный тон кожи героев и, конечно, обнаженная грудь сразу выбивают нас из привычных воспоминаний об образе Мадонны с Христом. А красные и синие ангелы вокруг создают потрясающий контраст по отношению к роскошному оттенку кожи матери и младенца, усиливая ощущение условности и нестандартности образа. Это такая фантастика в 15 веке ?

Живые, насыщенные и очень необычные оттенки отражают гербовые цвета французского короля: красный, синий и белый.

Кстати, еще в 1919 году известный исследователь Йохан Хейзинга назвал эту работу декадансом позднего средневековья . Он посчитал, что такая вседозволенность в изображении свидетельствует об упадке нравов и духовности в то время.

Многие исследователи сходятся во мнении, что в лике Богоматери проглядывают черты обожаемой любовницы Карла VII — Агнессы Сорель. Подробно о ней я расскажу чуть позже, а пока я отвечу на популярный вопрос:

“Обнаженная грудь! Как так?”

В обществе крепко засело убеждение, что чем дальше мы углубляемся в историю, тем целомудреннее одевались дамы. Мода эпохи Возрождения — частичное опровержение этому.

Агнесса Сорель в 15 веке вводит моду на глубокий вырез платья, слегка сдерживающий грудь. Позж е появляется на публике в платье поинтереснее — одна грудь целомудренно закрыта, а другая — полностью оголена. Следуя модным тенденциям, Лукреция Борджиа задает тенденцию на “блуждающий вырез” — настолько свободный, что при движении оголяет то одну грудь, то другую. А королева Франции Екатерина Медичи пошла еще дальше и ввела моду на 2 округлых выреза на платье и полностью обнаженную грудь.


Больше всего ценилась высокая и белоснежная грудь. Ее даже поэтично называли “сахарные головы наслаждения” . Дамы, не одаренные формами, прибегали к помощи поднимающих корсетов и лифов. А на туалетных столиках появляется косметика не только для лица, но и для груди — пудра для кожи и помада для сосков.

В 16 веке мода на обнаженную грудь приобретает не только эстетический, но и практический аспект. Молодые девушки на выданье демонстрируют свои прелести, а скромность и нежелание оголять грудь вызывают насмешки “Если стыдиться, значит нечем похвастаться” . Прикасаться и целовать женскую грудь тоже считается вполне приличным.

Поначалу изображение полностью обнаженной груди было одобрено только в античном или религиозном контексте. Поэтому на портретах эпохи Возрождения в образах Дианы, Венеры или Мадонны современники узнавали первых модниц, жен и любовниц именитых особ. На портрете мадам Сорель в образе Мадонны как раз отображена модная тенденция на одну открытую грудь. Только платье Мадонны сшито по последнему писку французской моды того времени, а ассоциации возникают отнюдь не религиозные.

Оголять лодыжки при этом считалось неприличным.

Саймон Верелст — Нелл Гвин
Бартоломео Венето — Флора

Мода на обнаженную грудь продержалась вплоть до 18 века, правда в более сдержанных воплощениях. Есть мнение-байка, что с груди королевы Франции Марии-Антуанетты даже сделали слепок для бокала . Но его опровергают специалисты, утверждающие, что все же такой бокал был изобретен столетием раньше в Англии:)

Агнесса Сорель, Дама Красоты

А теперь — потрясающая история Агнессы Сорель. Она стала первой официально признанной любовницей монарха. Главная красавица 15 века, повлиявшая на судьбу не одного мужчины, а всей Франции.

Агнесса Сорель и Карл VII

Существует мнение, что короля Карла VII и Агнессу познакомила, как ни странно, его теща. Она частенько приводила ко двору хорошеньких фрейлин, чтобы иметь через них влияние на высоких чинов и казначеев. Через свою дочь — Марию Анжуйскую — знатная дама не имела влияния на короля.

Карл VII в первый же день знакомства был пленен красотой Агнессы Сорель. Вскоре при дворе уже вовсю обсуждали новую любовницу короля, одна Мария Анжуйская, казалось, ни о чем не догадывается.

Сомнения в верности мужа появились, когда она увидела в залах дворца Агнессу, прогуливающуюся с одной обнаженной грудью. Высоконравственная Мария была задета и оскорблена подобным поведением придворной дамы.

Мария Анжуйская

Её опасения подтвердились, когда мадам Сорель забеременела. В день родов Карл VII не находил себе места и ужасно переживал за возлюбленную. Мария Анжуйская удалилась в свои покои и прорыдала несколько дней. После чего успокоилась и решила подружиться с любовницей мужа.

Спустя время королева уже щедро одаривала Агнессу Сорель драгоценностями и мехами, они вместе ездили на охоту, доверяли друг другу самые сокровенные тайны и даже обсуждали государственные дела. Карл VII, я полагаю, был в восторге:).

Прошло несколько лет, король по-прежнему не мог и часа прожить без своей фаворитки. Он одаривал ее драгоценностями, нарядами и замками. И, наконец, наградил титулом Dame de Beauté - Дама Красоты , который навсегда закрепился за Агнессой Сорель. Взамен мадам Сорель отблагодарила короля тремя дочерьми, которым он, несмотря на протесты родственников, подарил родовые титулы.


Что касается инноваций, то Агнесса не ограничилась модой на дерзкие наряды. Она сделала возможным ношение бриллиантов всеми женщинами, которые могут себе это позволить.

Дело в том, что до появления Дамы Красоты бриллианты разрешалось носить лишь мужчинам из монаршего рода.

Кроме того, Агнесса впервые ввела моду на длинный шлейф платья . Церковь моментально заклеймила его “дьявольским хвостом” и запретила носить дамам благородного происхождения. Мадам Сорель это нисколько не смущало и шлейф ее платья порой достигал пяти метров.

Ее называли безрассудной женщиной легкого поведения, а придворные фрейлины отказывались находиться в одном обществе с такой распущенной дамой.

Тем временем Агнесса Сорель скупала самые дорогие ткани и меха, заказывала платья столь тесно облегающие фигуру и столь дерзко открывающие грудь, что аристократки не могли сдержать возмущения. Но, не в силах бороться с заинтересованными взглядами своих мужей в сторону прелестей мадам Сорель, дамы вынуждены были обновить гардероб по примеру королевской фаворитки. Так Агнесса Сорель победила в битве с церковью и приличиями .

Агнесса Сорель и Карл VII

Приближенные Карла VII напрасно говорили ему про огромные затраты на ткани и драгоценности. Король был больше озабочен настроением возлюбленной, нежели государственными проблемами:

«Если у Прекрасной Дамы будут платья, расшитые золотом, у нее будет хорошее настроение. Если у нее будет хорошее настроение, у меня тоже будет хорошее настроение. Если у меня будет хорошее настроение, хорошее настроение будет у всей Франции. Стало быть, у Франции есть прямая нужда в прекрасных платьях!».

Образ жизни королевы и безграничное обожание короля, тем не менее, не сделали Агнессу Сорель счастливой. Зная, что ее винят в бедности страны и в нескончаемой войне с Англией, она принялась тратить баснословные средства на пожертвования нищим и дары монастырям. Но напрасно — народ видел в ней лишь воплощение алчности и причину, по которой король забыл о своей стране.

Болезни, огромные налоги и столетняя война с Англией — во всем этом народ винил Агнессу Сорель. Тем временем Англия захватила северную часть страны, в том числе и Париж, а народ был недоволен трусостью и бездействием короля. Была недовольна и сама Агнесса , чувствуя ответственность за судьбу Франции.

Ненадолго пришла удача в виде Орлеанской девы — Жанны д’Арк — было заключено перемирие, но большая часть владений Карла VII оставалась в руках англичан.

Тогда Агнесса Сорель проявила величайшую хитрость (или мудрость?) и рассказала Карлу VII, что якобы по предсказанию астрономов ее полюбит самый храбрый и мудрый правитель на свете . А так как удача на стороне Англии, она вынуждена покинуть двор и отправиться в качестве трофея к английскому королю. Такое заявление не на шутку разозлило и расстроило Карла VII.

В течение нескольких месяцев король вернул Франции все захваченные англичанами земли и положил конец столетней войне. Так слабовольный правитель, которого мать в детстве окрестила “гусёнышем” , вошел в историю как Карл Победитель.

Но Агнесса Сорель не увидела триумфа возлюбленного. Она, будучи на седьмом месяце беременности, приехала к Карлу VII на передовую, чтобы сообщить о готовящемся против него заговоре. Но уже начались роды, и она была в настолько плохом состоянии, что король принял это за бред умирающей. А заговор действительно был, но его побоялись воплотить в жизнь после отважного поступка королевской любовницы.

Мадам Сорель подарила Карлу VII четвертую дочь и вскоре умерла в возрасте 25 лет .

В 2004 году ученые из Франции исследовали останки Агнессы Сорель и обнаружили в волосах большое содержание ртути . По одной из версий ее отравил Людовик XI — сын Карла VII — при жизни он не любил фаворитку отца и не понимал, почему его мать должна мириться с таким положением. Но доказательств этому найдено не было. К тому же ртуть в то время содержалась в косметике, которой с удовольствием пользовались придворные дамы, и в препаратах для облегчения родов.

Гробница Агнессы Сорель

Как вам история? Какое отношение сложилось у вас к мадам Сорель?
Ну и не могу не вернуться к живописи несмотря на увлекательные истории:)

Ее называли самой красивой женщиной XV века, она была расточительной, но помогала бедным, одевалась вызывающе, но выглядела невинной. А в историю Агнесса Сорель вошла как первая официально признанная фаворитка короля Франции, которая смогла стать не только постоянной любовницей Карла VII, но и подругой его жены, королевы Марии Анжуйской...

Встречу Агнессы Сорель с королем организовала, как ни странно, его теща. Она часто устраивала фрейлин при дворе, а когда они становились любовницами знатных вельмож, Иоланта получала нужную информацию и держала все под своим контролем. Влиять на короля с помощью дочери у нее не получалось, и она нашла более изощренный способ - нашла с этой целью ему любовницу.

Карл VII, увидев девушку, сразу же пошел на приступ, но она от него сбежала. Король был увлечен не на шутку, и его настойчивость вскоре была вознаграждена. Уже через несколько месяцев все при дворе говорили о том, что король влюблен.




Любовница французского короля Агнесса Сорель

Карл VII настолько потерял голову, что готов был выполнить любое желание Агнессы Сорель. Чтобы доказать серьезность своих чувств, он провозгласил ее официальной фавориткой.

Отныне вассалы были обязаны оказывать ей королевские почести, она принимала участие в политической жизни двора, королевский казначей выплачивал ей необходимые суммы, а их с королем дети получали родовые титулы Валуа. В подарок от короля Агнесса получила замок Боте-сюр-Марн и титул Дамы де Боте.


Жан Фуке изобразил Агнессу в образе Мадонны с младенцем

Агнесса быстро привыкла жить на широкую ногу. Она позволяла себе смелые по тем временам эксперименты с внешним видом. Шлейфы ее платьев достигали 5 метров, священники называли их «хвосты дьявола». Она начала носить бриллианты, хотя до тех пор их ношение некоронованными особами было недопустимо.

Придворных шокировали ее экстравагантные платья, облегающие фигуру, с асимметричным декольте, полностью обнажавшим одну грудь. Королева была в гневе, но быстро сменила гнев на милость, решив стать подругой для любовницы мужа. Мария дарила сопернице драгоценности и наряды, они вместе гуляли и ездили на охоту.


Король Франции Карл VII

Дерзкое поведение фаворитки и ее официальный статус у многих вызывали негодование. Так, архиепископ дез Урсен указывал королю на расточительность его любовницы и ее откровенные наряды, он говорил, что дамы при дворе стали напоминать «выставленных для продажи крашеных ослиц».

В ответ Карл с вызовом заявил: «Если у Прекрасной Дамы будут платья, расшитые золотом, у нее будет хорошее настроение. Если у нее будет хорошее настроение, у меня тоже будет хорошее настроение. Если у меня будет хорошее настроение, хорошее настроение будет у всей Франции. Стало быть, у Франции есть прямая нужда в прекрасных платьях ».


Первая в истории Франции официальная фаворитка короля

Агнесса не могла не замечать растущего негодования в свой адрес. Она стала помогать больным и калекам, жертвовать бедным огромные суммы. Постоянная нищета, хозяйничающие на французских землях англичане и бездействие короля вызывали негодование народа. И тогда Агнесса, не без влияния Иоланты, убедила Карла VII возобновить войну против англичан.

Трусоватому и слабовольному королю, в детстве прозванному матерью «гусенышем», фаворитка смогла внушить мысль о его храбрости. Так Карл стал Победителем. Победоносное завершение Столетней войны праздновали уже без нее - Агнесса умерла за 3 года до этого.



Гробница Агнессы Сорель

Карл был убежден в том, что Агнессу отравили, и он оказался прав. Проведенная в наши дни экспертиза подтвердила высокое содержание ртути в останках фаворитки. Возможно, это было непредумышленное отравление - в те времена ртуть добавляли в косметику и лекарственные препараты.

Агнессу Сорель как образец заботы об интересах страны позже ставили в пример всем влиятельным фавориткам французских королей, в том числе Франсуазе д"Обинье - фаворитке и тайной жене Людовика ХIV.

Страница 1 из 4

"У неё было самое прекрасное лицо, какое только можно себе представить ".

Папа Римский Пий II

Карл VII с детства был болезненным и хилым ребёнком и королём стал по чистой случайности. Он получил прозвище Победитель и ощущал собственное могущество лишь после встречи с Агнесс Сорель, ставшей первой в истории Франции официальной фавориткой монарха.

«Я взошел на престол милостью Бога, но создал себя королём милостью прекрасной Агнесс» - говорил Карл VII.

Агнесса Сорель (фр. Agn?s Sorel) -Дама де Боте (фр. Dame de Beaut – Дама Красоты), считалась самой красивой женщиной своей эпохи. Ей суждено было остаться в истории первой официально признанной королевской фавориткой, благодетельницей несчастных и обездоленных и, наконец, примером трагической жертвенной любви.

Точно неизвестно, где и когда появилась на свет самая красивая женщина XV века. Ибо, если летописец из любезности и сообщил, что Агнесса родилась в Фроманто (поэтому и называлась демуазель из Фромэнто -demoiselle de Fromenteau) , то забыл уточнить, о каком из двух городов идет речь - Фроманто в Пикардии или Фроманто в Турени. Хотя чаще приписывают именно Фроманто в Турени. Ее биологический возраст определен по костным останкам (исследования проводились в 2004г) в пределах 23-27 лет -точная дата рождения затерялась где-то между 1422 и 1426 г., а не как ранее предполагалось - 1409г.

В 15 веке была сильно развита астрология и астрологические прогнозы были неотъемлемой частью средневекового культурного тогдашнего общества, и если исходить из версии, что Агнесс родилась в 1422 году от Рождества Христова, то Солнце стояло в созвездии Рыб.

"Когда Солнце вступает в знак Рыб, рождаются необыкновенные люди, часто приносящие с собой дары поэзии, музыки и книг. Их утонченной натуре претит все грубое, слишком земное…" - писал средневековый астролог Тихо де Браге в своей "Книге гороскопов".

Неизвестный же астролог, составивший гороскоп новорожденной, уверял ее родителей, что малышке когда-нибудь предстоит снискать любовь монарха.

Неизвестно, как отнеслись к этому предсказанию родители Агнессы - советник герцога де Клермона Жан Соро и дочь мелкого барона Катрин де Менеле. Во всяком случае, они приложили немало усилий, чтобы устроить дочь фрейлиной при дворе Изабеллы Лотарингской, супруги короля Рене Анжуйского– в столь высоком обществе у юной красавицы было больше возможностей обратить на себя внимание достойных господ. Однако герцогиня Изабелла отправилась в длительное путешествие по Италии, оставив юную Агнессу под опекой своей матери королевы Иоланды, тещи короля Карла VII. Иоланда, заметив ум и необычайную привлекательность девушки, скорее всего, сразу же задумала использовать ее в своих целях. Агнес училась выразительно говорить, петь, играть на лютне и арфе, распалять мужское воображение изящными позами и жестами. Обладая от природы развитым воображением и хорошим вкусом, она умела одеться так, что куда более знатные дамы в своих роскошных нарядах в сравнении с ней казались простушками. В те времена рыцари уже привезли с арабского Востока пудру, румяна и кармин. Но мало кто из дам света умел деликатно этим пользоваться. Агнес умела и, по свидетельству летописца Жана Шартье, даже давала уроки своей покровительнице. К двадцати годам она оформилась в совершеннейшую красавицу с невероятно тонкой талией и высокой шеей, на которой, как чашечка цветка на стебле, сидела прелестная головка с высоко забранными золотыми кудрями, подбритыми на лбу и висках по моде того времени. Ее лицо с младенчески округлыми щеками казалось ангельски невинным и одновременно порочным. Так что художника Жана Фуке, который запечатлел Агнес в образе Мадонны, сумев передать эту характерную особенность ее лица, даже обвиняли в опасном соединении религиозного чувства с эротическим. Словом, Агнес являла собой идеальный образец «ля бель дам сан мерси».

И Агнесса, которую вскоре будут считать самой красивой женщиной ХV века, была представлена к королевскому двору…

История деликатно умалчивает, внимания скольких господ удостоилась прекрасная фрейлина до самой главной ее встречи – с французским королем Карлом VII, но это и не важно. Важно то, что к двадцати двум годам, несмотря на придворную жизнь, она сохранила безупречную репутацию.


Ее называли самой красивой женщиной XV века, она была расточительной, но помогала бедным, одевалась вызывающе, но выглядела невинной. А в историю Агнесса Сорель вошла как первая официально признанная фаворитка короля Франции , которая смогла стать не только постоянной любовницей Карла VII , но и подругой его жены, королевы Марии Анжуйской.



Встречу Агнессы Сорель с королем организовала, как ни странно, его теща. Она часто устраивала фрейлин при дворе, а когда они становились любовницами знатных вельмож, Иоланта получала нужную информацию и держала все под своим контролем. Влиять на короля с помощью дочери у нее не получалось, и она нашла более изощренный способ – нашла с этой целью ему любовницу.



Карл VII, увидев девушку, сразу же пошел на приступ, но она от него сбежала. Король был увлечен не на шутку, и его настойчивость вскоре была вознаграждена. Уже через несколько месяцев все при дворе говорили о том, что король влюблен.



Карл VII настолько потерял голову, что готов был выполнить любое желание Агнессы Сорель. Чтобы доказать серьезность своих чувств, он провозгласил ее официальной фавориткой. Отныне вассалы были обязаны оказывать ей королевские почести, она принимала участие в политической жизни двора, королевский казначей выплачивал ей необходимые суммы, а их с королем дети получали родовые титулы Валуа. В подарок от короля Агнесса получила замок Боте-сюр-Марн и титул Дамы де Боте.



Агнесса быстро привыкла жить на широкую ногу. Она позволяла себе смелые по тем временам эксперименты с внешним видом. Шлейфы ее платьев достигали 5 метров, священники называли их «хвосты дьявола». Она начала носить бриллианты, хотя до тех пор их ношение некоронованными особами было недопустимо. Придворных шокировали ее экстравагантные платья, облегающие фигуру, с асимметричным декольте, полностью обнажавшим одну грудь. Королева была в гневе, но быстро сменила гнев на милость, решив стать подругой для любовницы мужа. Мария дарила сопернице драгоценности и наряды, они вместе гуляли и ездили на охоту.



Дерзкое поведение фаворитки и ее официальный статус у многих вызывали негодование. Так, архиепископ дез Урсен указывал королю на расточительность его любовницы и ее откровенные наряды, он говорил, что дамы при дворе стали напоминать «выставленных для продажи крашеных ослиц». В ответ Карл с вызовом заявил: «Если у Прекрасной Дамы будут платья, расшитые золотом, у нее будет хорошее настроение. Если у нее будет хорошее настроение, у меня тоже будет хорошее настроение. Если у меня будет хорошее настроение, хорошее настроение будет у всей Франции. Стало быть, у Франции есть прямая нужда в прекрасных платьях».



Агнесса не могла не замечать растущего негодования в свой адрес. Она стала помогать больным и калекам, жертвовать бедным огромные суммы. Постоянная нищета, хозяйничающие на французских землях англичане и бездействие короля вызывали негодование народа. И тогда Агнесса, не без влияния Иоланты, убедила Карла VII возобновить войну против англичан. Трусоватому и слабовольному королю, в детстве прозванному матерью «гусенышем», фаворитка смогла внушить мысль о его храбрости. Так Карл стал Победителем. Победоносное завершение Столетней войны праздновали уже без нее – Агнесса умерла за 3 года до этого.



Карл был убежден в том, что Агнессу отравили, и он оказался прав. Проведенная в наши дни экспертиза подтвердила высокое содержание ртути в останках фаворитки. Возможно, это было непредумышленное отравление – в те времена ртуть добавляли в косметику и лекарственные препараты.



Агнессу Сорель как образец заботы об интересах страны позже ставили в пример всем влиятельным фавориткам французских королей, в том числе Франсуазе д"Обинье –

Агне́сса Соре́ль или Анье́с Соре́ль (фр. Agnès Sorel, 1421 - 9 февраля 1450) - куртизанка XV века. Дама де Боте (фр. Dame de Beauté - Дама Красоты), возлюбленная французского короля Карла VII, родилась в дворянской семье в деревне Фроманто в Турени (почему и называлась демуазель из Фромэнто (demoiselle de Fromenteau), была фрейлиной Изабеллы Лотарингской, герцогини Анжуйской, в 1431 году. Своей красотой очаровала Карла VII, сделавшего её статс-дамой королевы и подарившего ей замок Боте-сюр-Марн (Beauté-sur-Marne), вследствие чего она стала называться Дама де Боте-сюр-Марн.

Однажды королева Франции Мария Анжуйская (дело было в середине XV века) с возмущением сообщила своим фрейлинам, что видела эту негодницу Агнессу Сорель, разгуливающей по дворцовым покоям с обнажённой грудью. Нет, ну то, что Агнесса Сорель давно была любовницей короля Карла VII, это для королевы секретом не было. Но вот так бесстыдно ходить в столь неподобающем одеянии, это уже был перебор.

Однако позднее новшество Агнессы Сорель стало использоваться повсеместно и вошло в перечень дамских штучек, предназначенных для соблазнения мужчин, под названием декольте. Что касается любовницы, то пожалуй это слово не совсем верно, поскольку король имел от Сорель четырёх дочерей и всем им – невзирая на протесты королевской семьи – дал родовую фамилию Валуа.

Мария Анжуйская в итоге поняла, что лучше иметь Агнессу Сорель на своей стороне и сделала её своей ближайшей подругой. Да и что можно было требовать от короля-ловеласа, если даже Папа Римский сказал про её красоту: «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете». Если судить по её портрету Жана Фуке, то современные понятия красоты женского лица несколько расходятся с представлениями XV века, но как бы там ни было.

Между прочим, Франция должна быть благодарна Агнессе Сорель не столько за изобретение декольте и длинного шлейфа на платье, который ничего не понимающие в высокой моде служители церкви окрестили «дьявольским хвостом». Да и моду на ношение дамами бриллиантов, которую ввела Сорель (до неё драгоценностями щеголяли только мужчины), не является чем-то уж очень важным. Самое важное для нации – именно Агнесса Сорель составила протекцию девочке из деревушки Домреми, которая в Шинонском замке явилась к Карлу, когда он был ещё не королём, а дофином, и попросила поставить её во главе войска, чтобы наказать проклятых англичан. Девочку эту звали Жанна д’Арк и она сразу понравилась Агнессе Сорель.

Вообще, помимо редкостной (по меркам XV века) красоты, Сорель славилась сильным умом. Поэтому королеве Марии Анжуйской было весьма интересно беседовать с ней во время совместных прогулок и на охоте. Да к тому же она была смелой женщиной. Когда в 1449 году Сорель узнала о готовящемся на короля покушении, то несмотря на свою беременность, поскакала в королевский военный лагерь в Нормандии, чтобы предупредить венценосного отца своих девочек. Этот поступок сильно подорвал её здоровье и в феврале 1450 года Агнесса Сорель умерла в возрасте 40 лет. Правда её смерть связали с отравлением, в котором был обвинён некто Жак Керр, который заведовал финансами королевства. Но это для короля было уже не столь принципиально.

Личность