Алфавит сигнальными флажками. Семафорная флажковая азбука. История появления и сфера применения

История появления и сфера применения

Начало XIX века во Франции известно в истории тем, что именно в тот период изобрели уникальный метод способный осуществлять передачу данных с судна на сушу. Этот способ получил название — семафорная азбука.

Фактически процесс трансляции необходимых данных происходил следующим образом: на самой матче подымали сразу несколько перекладин и путем их передвижения складывали буквы, и после — словосочетания. Что давало возможность другой стороне (принимающей) оперативно принять данные.

В переводе с греческого, «Семафор» — «несущий знак». Фактически пару столетий данная система сигнализации была востребованной и широко применялась на всем земном шаре, но ровно до того момента, пока на смену ей не пришли небезызвестные радиосвязь и . После этого интерес к флажкам стал постепенно угасать, ввиду того, что новые методики оказались куда более эффективными и не столь времезатратными.

На сегодняшний день семафорную передачу информации на флоте фактически не задействуют, ввиду более эффективных методов.
История семафорной азбуки на территории РФ

Внедрение данной азбуки в России тесно связано с именем вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. Так, в конце XIX века именно он сформировал алгоритмы трансляции русских символов с задействованием флажков.

Русская версия семафорной азбуки

Включает в себя 29 символов, к которым (если на то возникнет необходимость) могут быть добавлены и три служебных буквенных элемента. Так, абсолютно весь спектр цифровых знаков и знаков препинания передается по буквам, ввиду того, что отсутствует отдельное обозначение для данного перечня.

Каждая буква или служебный символ — это установленное положение рук с флажками. Впрочем, (ввиду отсутствия флажков) передача данных может быть осуществлена с задействованием бескозырок.

Предполагается, что тот сигнальщик, который прекрасно освоил специфику метода работы азбуки флажков, может отчетливо воспроизводить порядка 60-80 символов на протяжении одной минуты.

Обратите внимание, что в вечернее и ночное время суток, в семафорной азбуке применяются флажки ярких и светлых оттенков (белый или желтый), в дневное время соответственно красные или черные.

Семафорная азбука за границей

В Англии XVII века для осуществления передачи данных применялись различные изображения. Семафорная азбука в том виде, в котором она имеется сейчас, была сформирована во Франции только лишь спустя два столетия.
Применение флажковой системы за границей, по сути особо ничем не отличается от тех же действий, но осуществленных на территории России. Отличия заключаются лишь в определенных аспектах, к коим относятся:

  • За рубежом флажки не одного цвета, а разные. По сути, каждый такой флажок — это отдельно взятый символ, достаточно просто вывесить флажки в определенном порядке и таким образом составить из них слова или целые предложения. За основу взят латинский алфавит.
  • Западная семафорная азбука имеет специальные обозначения и для цифр, а не только для букв. При этом допускается способ передачи информации и двумя флажками.

Систематизация языка флажков

В связи с тем, что метод передачи данных при помощи семафора был признан весьма эффективным, то возникла необходимость упорядочить все имеющиеся сигналы.

В девятнадцатом веке заметно возросла численность количество судов, очень многие государства обзавелись персональным флотом, ввиду чего, понадобилось в срочном порядке формировать единый язык моряков для общения на расстоянии. Таблица семафорных сигналов, приводящая к единообразию на международном уровне флаги, их цветовую гамму и смысловую нагрузку, окончательно была сформирована в 1875 году. В него вошли 18 основных флагов, которые перманентно эксплуатируются на флоте.

В момент, когда только-только принялись за разработку данного перечня, то его непосредственными участниками были всего 4-ре государства:

К ним относились:

  • Соединенные Штаты Америки
  • Канада
  • Британия
  • Франция

А вот уже в период начиная с 1901 года к этим 4-м примкнули государства, у которых в собственности был торговый и военный флот, после чего утвердили такой метод к эффективному применению.

Морская семафорная азбука наконец-то получила одобрение на официальном уровне — ее зарегистрировали и признали комплексной системой, помогающей передаче данных на расстояния.

На сегодняшний день, Международный свод сигналов состоит из трех блоков:

  1. Включает в себя 20 флажков, обозначающих собой только буквенные символы (цифр это не касается). Здесь, что вполне логично и предвиденно, используется для интерпретации алфавит с латинскими буквами.
  2. Содержит 10 флажков, которые обозначают циферные символы ль 0 до 9.
  3. Ему присущи 3 заменяющих флажка.

На практике заменяющие семафорные флажки задействуются только в самых исключительных ситуациях, именно тогда, когда без из применения попросту не обойтись. К таковым можно соотнести момент, когда на морском судне имеется всего лишь 1 набор флажков, а очень срочно нужно вывесить повторяющиеся буквы в одном слове.

Флажный семафор (семафорная азбука) - является одним из способов связи, где каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками.

Флажный семафор используется для передачи на расстояние, равное при при­еме невооруженным глазом и при хорошей видимости 1-1,5 мили, при приеме с помощью оптических приборов и при хорошей видимости — 2,5 мили.

Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.

Семафорная азбука не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра "7" будет передана словом "семь", а знак "," — словом "запятая".

Флажки, с помощью которых осуществляют связь семафором, изготовляют из древка длиной 45 см и диамет­ром 2,0—2,6 см, на одном конце древка крепят кусок ткани (штапель или флагдух) размером 30—35 см.

Цвет ткани выбирают одинаковым для пары флажков. Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в тёмное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток — с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков — семафорят бескозырками.

Скорость передачи текста обученным семафорной азбуке сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.

С 1 декабря 2011 года "флажное сигналопроизводство" исключено из учебной программы младших специалистов связи.

Русская семафорная азбука

Русская семафорная азбука, составленная в соответ­ствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных зна­ков и имеет особенности, знание кото­рых ускоряет и обеспечивает процесс освоения техники приема и передачи флажным семафором. К ним отно­сятся:
  • схожесть изображения семафорных знаков А, Г, К, Т, У с принятым в русском алфавите изображением этих букв
  • установление одного и того же знака парам букв ЕиЭ, ИиЙ, ЬиЪ (поэтому в текстах семафоров бук­ва Э пишется так же, как Е, буква Й, как И, мягкий знак, как твердый знак)
  • попарная симметричность в изображении семафор­ных знаков А и У, Б и Д, В и Г, Е и С, Ж и З, К и X, Л и М, Н и О, П и Р, Ф и Ы, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я. К тому же симметричные по изображению знаки В и Г, Ж и З, Л и М, Н и О, П и Р, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я стоят рядом в семафорной азбуке
  • семафорные знаки Е и С, Ви Г, Ни О, ИиЙ изображаются одной рукой. При этом знаки В, Е, И (Й) и Н изображаются правой рукой, а знаки С, Г, О — левой
  • в семафорных знаках Б и Д, В и Г, Е и С, Ж и 3, Л и М, Н и О, П и Р, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я, явля­ющихся попарно симметричными, положение флажка пра­вой руки в первом знаке соответствует положению флаж­ка левой руки рядом стоящего знака.
Ниже приведен флажный семафор (семафорная азбука). В кружках показан перевод русской семафорной азбуки в международную семафорную азбуку.

  • знак вызова (на рис 1) — для установления связи флажным семафором. Дается взмахами семафорных флажков, под­нятых над головой; при этим положение рук не переходит границ, установленных для буквы У;
  • знак ответа (на рис 2) — для подтверждения приема знака вы­зова на связь (вызов на связь замечен), а также для под­тверждения каждого правильно принятого слова при ве­дении переговоров. Дается взмахами семафорных флаж­ков, обращенных вниз. Руки при взмахах не должны вы­ходить за пределы, установленные для буквы А;
  • знак повторения (ошибки) (на рис 3) — для запроса о пов­торении непринятого слова. Дается подъемом дважды вверх семафорных флажков над головой, соответствую­щих положению рук для знака Ь (Ъ). Применяется при передаче текста и как знак ошибки, после чего следу­ет передача правильного (исправленного) слова
  • знак ожидания (на рис 4) — при необходимости временно пре­рвать передачу или прием семафора. Сигнальщик, преры­вающий передачу (прием), описывает над головой гори­зонтальные круги поднятыми кверху семафорными флаж­ками
  • знак окончания (на рис 5) — для того, чтобы показать, что передача семафора или переговоры закончены. Обозна­чается поочередным подъемом кверху и опусканием вниз семафорных флажков левой и правой рукой несколько раз
  • знак вопроса (на рис 6) — в случаях когда переданный текст семафора требует ответа. Обозначается передачей два раза знака, соответствующего букве Т
  • знак разделительный (на рис 7) — при передаче сигнала, со­стоящего из нескольких сигнальных сочетаний, для раз­деления одного сигнального сочетания от другого. Обо­значается подъемом семафорных флажков до положения, соответствующего знаку Ъ (Ь), и опусканием их к но­гам. Этот служебный знак похож на знак повторения, разница только в том, что при знаке повторения сема­форные флажки поднимаются кверху дважды, при знаке разделительном — один раз
  • знак невозможности приема (на рис 8) — для показа переда­ющему сигнальщику, что прием невозможен (плохо вид­ны знаки), изображается списыванием одним или двумя семафорными флажками в одной руке трех окружно­стей в вертикальной плоскости.

Выбор места для передачи семафорными флажками предопределяет качество приема. Поэтому при необходи­мости принимающий сигнальщик может указать переда­ющему место, с которого лучше видна передача. Для этой цели служат дополнительные служебные знаки:

  • "Передвиньтесь в правую от меня (принимающего) сторону" (на рис а). Делается отмашкой 4—5 раз в правую сторо­ну на 90° вытянутым вперед в горизонтальное положе­ние семафорным флажком, т. е. повторяется несколько раз подряд знак, соответствующий букве В
  • "Передвиньтесь в левую от меня (принимающего) сторону"(на рис б). Делается отмашкой 4—5 раз в левую сторону на 90° вытянутым вперед в горизонтальное положение семафорным флажком, т. е. повторяется несколько раз знак, соответствующий букве Г
  • "Поднимитесь выше"(на рис в). Делается отмашкой вверх семафорным флажком, вытянутым вперед в горизонталь­ное положение
  • "Спуститесь ниже"(на рис г).. Делается отмашкой вниз се­мафорным флажком, вытянутым вперед в горизонталь­ное положение.

Изучение семафорной азбуки

Изучение семафорной азбуки начинается с наиболее простых и легко усваиваемых знаков букв. К этой группе знаков относятся А, Г, К, Т, У, Е, Э, И, Й, Ъ, Ь. Назовем ее первой условной группой. Оставшиеся знаки азбуки с учетом степени их сложности составят вторую и третью условные группы. Во вторую группу входят знаки В, С, Ж, З, Л, М, Н, О, П, Р, а в третью - Б, Д, Ф, Ы, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ю, Я.
Разделение знаков на три условные группы оправдывается практикой обучения, поскольку способствует более быстрому и лучшему их запоминанию. Но данный метод изучения азбуки не является единственным. Иногда применяется иной подход к очередности изучения знаков. В частности, в порядке расположения их в алфавите или по признаку симметричности. Но в обоих случаях азбука разделяется также на три условные группы с количеством знаков 10-11 в каждой. Как видно, в этом нет принципиального отличия от первого метода. Поэтому изучение азбуки и овладение навыками в передаче знаков и их приеме будет рассмотрено применительно к первому методу.
При изучении азбуки необходимо иметь семафорные флажки, плакаты семафорной азбуки и таблицы с допустимыми углами положения рук в знаках букв. Для более быстрой отработки правильного положения рук и корпуса тела следует применять зеркала, позволяющие обучаемым видеть себя во весь рост. С первого же занятия необходимо обращать внимание на правильное положение рук, ног, туловища и головы обучаемого. Даже незначительные наклонения туловища или головы, неправильная стойка или согнутость рук в локтях должны немедленно исправляться.

При разучивании знаков букв А, Т, У, Ь, Ъ первой условной группы руки обучаемого должны занимать одинаковое положение относительно корпуса тела. Для знака А обе руки должны находиться под углом 45° вниз, а при Т - вытянутыми горизонтально. Для знака У руки поднимаются вверх под углом 45° , а для изображения мягкого (твердого) знака они вытягиваются вверх над головой. Затем изучаются знаки, которые образуются одной рукой. К ним относятся знаки букв Г, Е, Э, И, Й. Знак Г образуется левой вытянутой рукой горизонтально, правая опущена вниз. Знак буквы Е изображается правой рукой, которая находится под углом 45° вверх. Этим же знаком обозначается буква Э. Знаку буквы И соответствует вытянутая правая рука вверх, составляя продолжение корпуса тела. Другая рука опущена вниз. Этот же знак соответствует букве Й, но в этом случае вытянутой вверх рукой делается легкое круговое движение.
Знак буквы К разучивается после всех усвоенных знаков первой группы. Он один из них, при передаче которого обе руки находятся с левой стороны корпуса тела. При этом левая рука занимает положение под углом 45 градусов вверх, правая - под таким же углом вниз.

В течение одного занятия следует разучивать не более 5-8 знаков. При этом занятия не должны превышать 2 часа. Каждое последующее занятие рекомендуется начинать с повторения ранее изученных знаков букв. После изучения на каждом занятии знаков букв следует практиковать непосредственный переход от передачи единичных знаков к двум и более, а также написанию из них коротких слов.
После изучения знаков первой условной группы рекомендуется практиковать передачи коротких слов, составленных из этих знаков букв. Для этой цели рекомендуется пользоваться текстом, составленным применительно к приведенному в конце.
При передаче слов обязательно нужно следить за тем, чтобы переход от одного знака к другому делался без опускания рук вниз. При этом передаваемый знак буквы должен четко фиксироваться, оставаясь какое-то время в этом положении, после чего воспроизводится последующий знак. Опускать руки следует только после окончания передачи единичной буквы или отдельного слова.

После достижения четкой передачи знаков или коротких слов, состоящих из изученных букв, начинается обучение приему (читке). Передачу знаков букв и коротких слов осуществляет поочередно один из обучаемых. После усвоения знаков букв первой группы начинается изучение знаков второй условной группы. Оно начинается со знаков, которые являются симметричными ранее изученным. К таким относятся буквы В и С. Затем изучаются последующие знаки в порядке их расположения в группе. По мере их запоминания передаются сочетания из двух или трех букв, а затем короткие слова, составленные из изученных букв.

В такой же последовательности изучаются и знаки букв третьей условной группы. При передаче слов основное внимание должно обращаться на четкость изображения и правильный переход от одного знака к другому. Когда в передаваемом слове встречаются удвоенные буквы, то после передачи первой из них руки следует опустить. При этом паузы не делается, так как руки тут же должны быть подняты для повторной передачи этой же буквы. Скорость передачи не должна идти в ущерб качеству воспроизведения знаков, а наращивается занятиями и тренировками постепенно. Тренировки в скорости передачи, а также приеме букв рекомендуется проводить одночасовые в процессе всего периода обучения.

По мере овладения техникой передачи легкие и простые слова должны заменяться более сложными, включающими все усвоенные знаки букв. Передачу слов необходимо чередовать паузами. Длительность пауз следует устанавливать такой, при которой имелась бы возможность записи принятых слов и передачи подтверждения о их приеме. При обнаружении ошибок в принятых словах прием их должен повторяться.
По мере овладения передачей и приемом слов приступают к изучению служебных знаков. В этот период обучения уделяется внимание наращиванию скорости передачи и приема. Однако это должно осуществляться постепенно, по мере приобретения уверенных навыков в передаче. Тексты семафоров следует применять такие, в которых содержались бы слова, имеющие в своем составе все буквы алфавита. Передачу и прием их необходимо сопровождать применением служебных знаков. При этом непрерывность передачи одним обучаемым не должна превышать 3-5 минут. В течение занятий или тренировок время передачи и приема, отводимое на каждого обучаемого, должно быть одинаковым. Такое его распределение будет способствовать в достижении обучаемыми равной скорости приема и передачи. Это особенно важно на данном этапе обучения, когда обмен должен осуществляться на расстояния не менее 50-100 м. Тексты семафоров могут передаваться как под диктовку, так и с бланков, а принятые - должны записываться (в журналы, тетради) или запоминаться. Все принятые тексты подлежат проверке. Она может проводиться после каждого приема или в конце занятия.

Прием семафоров с запоминанием является важным видом подготовки, поскольку он развивает и тренирует память обучаемых, которая в дальнейшей их служебной деятельности будет иметь большое значение.
При парном обмене правильность принятых текстов может проверяться обратной передачей, то есть репетованием их. Но передача в этом случае производится только с бланка семафора, на который эти тексты были записаны.
После освоения обучаемыми служебных знаков начинается изучение правил связи.

Правила связи флажным семафором

В условиях хорошей видимости и на близкие расстояния передача и прием семафоров может осуществляться одним сигнальщиком. В этом случае передача производится с бланка семафора по два-три слова подряд, после чего делается пауза. Она необходима передающему для прочтения следующих слов, а принимающему для записи принятых слов.
На дальние расстояния (при плохой видимости) передача и прием семафоров осуществляется двумя сигнальщиками. При передаче первый передает текст под диктовку второго, который еще и следит за сигналами принимающего корабля (поста). Он же дает указания первому о повторении тех слов, на которые не последовало знака ответа. При приеме первый читает и громко произносит принятый им текст, второй ведет запись и дает указания первому о подтверждении ясности принятого текста ответным знаком (вымпелом).

Установление связи

Связь устанавливается с помощью знака вызова. Этот знак всегда дается в сторону того корабля (поста), с которым передающий желает вступить в связь. Передача знака вызова производится с места (мостика), которое не заслоняется надстройками, такелажем или дымом своего (соседнего) корабля.
На знак вызова, как правило, дается знак ответа флажным семафором тем кораблем (постом), которому адресован вызов. Если ответа на вызов не последовало в течение 2 минут, то одновременно со знаком вызова, который продолжает передаваться, поднимается "до половины" (на половину видимой длины фала) позывной сигнал того корабля (поста), который вызывается на связь. Вызов прекращается (флажный позывной сигнал убирается), когда вызываемый корабль (пост) дает знак ответа флажным семафором или подъемом "до места" (на полную видимую длину фала) ответного вымпела. Последний в качестве знака ответа применяется при связи на дальние расстояния или в плохую видимость в целях повышения надежности связи.

Осуществление связи

Передача семафора начинается после получения знака ответа от вызываемого корабля (поста). Последний обязан после каждого правильно принятого и понятого им слова давать знак ответа флажным семафором или подъемом "до места" ответного вымпела. Принимающим ответный вымпел "до места" может удерживаться до тех пор, пока ему понятны все принятые слова. При непонятном (не принятом) слове принимающий обязан приспустить ответный вымпел "до половины" или не отвечать на это слово знаком ответа флажного семафора. В этом случае передающий повторяет последнее переданное им слово. Как только оно будет принято (ясно), принимающий обязан дать знак ответа флажным семафором или поднять "до места" ответный вымпел.
При неверно переданном слове передающий делает знак ошибки (повторения), после чего вновь его повторяет в исправленном виде.
Интервалы (паузы) между словами при их передаче должны давать возможность принимающему не только записать их, но и опустить (поднять) ответный вымпел.
В такой последовательности передается весь текст семафора от начала до конца. При этом подписной номер передается словом "номер" или сочетанием букв НР, за которым следует четырехзначная группа: две первые цифры - часы, вторые - минуты.

Окончание связи

Связь семафором заканчивается передачей знака окончания, который состоит из букв АР. При невозможности непосредственной связи между двумя кораблями, когда нарушена их взаимная видимость, передачи осуществляются с помощью других кораблей, находящихся между ними по кратчайшему расстоянию. В таких случаях семафоры предваряются выражением "по линии на …" с указанием наименования корабля, которому он адресуется. Передача "по линии" заключается в том, что семафор передается поочередно от корабля к кораблю, начиная с ближайшего к передающему и до указанного в семафоре. Когда семафор касается всех кораблей, находящихся в строю (кильватера, фронта и др.), то после слова "по линии" адресат не указывается.

Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице адмирал Степан Осипович Макаров. Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не… … Википедия

В Викисловаре есть статья «азбука» Азбука (от аз и буки) то же, что алфавит, чаще всего исп … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Азбука. Радист передаёт сигнал при помощи азбуки морзе … Википедия

Азбука семафорная - условное обозначение букв и служебных знаков, изображаемое различным положением рук с семафорными флажками. Применяется для связи кораблей между собой на ходу и стоянке, а также с береговыми постами … Словарь военных терминов

Радист передаёт сигнал при помощи азбуки морзе Азбука Морзе Азбука Морзе, код Морзе, «Морзянка» способ кодирования букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов при помощи длинных и коротких сигналов, так называемых « … Википедия

- (или шифр Полибия, квадрат Полибия) способ кодирования букв алфавита, с целью его приведения к виду, удобному для передачи по каналу связи (через стенку). Нередко в таблице использовался естественный порядок расположения букв алфавита,… … Википедия

Абур / Древнепермская письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: коми Территория: Пермский край Создатель: св. Стефан Пермский … Википедия

Абур / Древнепермская письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: коми Территория: Пермский край Создатель: св. Стефан Пермский … Википедия

Греческий алфавит Тип: консонантно вокалическое Языки: греческий Дата создания: около VIII века до н.э. Период: до настоящего времени … Википедия

Книги

  • Справочник по иностранным флотам , . Основные тактико-технические данные, фотографии и силуэты военных кораблей, судов, самолетов и вертолетов морской авиации, а также некоторых образцов ракет, реактивных бомбометов, мин, торпед…
  • Основы классической криптологии. Секреты шифров и кодов , Адаменко Михаил Васильевич. Предлагаемая книга посвящена вопросам, касающимся истории появления и развития шифров и кодов, а также основам криптографии, криптоанализа и криптологии. Особое внимание уделено особенностям…
  • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
  • 2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;
  • 3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
  • 4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
  • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии");
  • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом.
  • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом.
  • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом.
  • - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • - белый флаг с чёрным ромбом;
  • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос; В Российской империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
  • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
  • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

    Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок

    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале - позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    - перед сигналом флагами, без позывных - "сигнал предназначен для всех шлюпок".

    Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге":
    А - «Не согласен, не разрушаю»
    Б - «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа».
    В - «Курс ведет к опасности»
    Г - Брандвахтенный
    Д - «Да. Согласен. Разрешаю»
    Е - «Что случилось?»
    Ж -
    З - «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить»
    И -
    К - «Не могу управляться»
    Л - «Держать левее»
    М - «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов»
    Н - «Грузу или имею боевой запас»
    О -
    П - «Держать правее»
    Р -
    С - «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф».
    Т - «Так держать»
    У -
    Ф - Отменительный
    Х - «Конец учения или занятия»
    Ч - «Человек за бортом»
    Ш -
    Щ -
    Ъ - «Флагман (командир) показывает курс»
    Ы -
    Ь -
    Э -
    Ю -
    Я -
    Цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
    0 - «Начало шлюпочных гонок»
    «Норд» - Румб норд
    «Зюйд» - Румб зюйд
    «Ост» - Румб ост
    «Вест» - Румб вест
    «Телеграфный» - «Имею важное поручение»
    «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял»
    «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок»

    В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых).

    Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.

До недавнего времени в курс обучения специалистов связи входила семафорная азбука, что это такое сегодня уже мало кто вспомнит. Вроде, как-то связано с передачей информации на большие расстояния, но каким именно способом эти самые данные доставляли, получали и обрабатывали - непонятно.

Самый ценный ресурс

С развитием цивилизации стало понятно, что самое важное, это информация:

  • Надеяться на успех может только тот, кто обладает исчерпывающей информацией по своему вопросу;
  • Вовремя доставленные новости могут изменить ход истории;
  • Различные спекуляции возможны только при высоком уровне понимания ситуации;
  • Элементарная связь между двумя людьми, разделенными расстоянием, невозможна без новейших изобретений;
  • За некоторые сведения люди готовы отдать все, что у них есть.

Владение информацией помогает «возвыситься» над толпой. Большинству людей приходится что-то производить, созидать и продавать. Некоторым же удается распределять информацию и направлять потоки ресурсов.

Но даже без амбиций обойти стороной тему связи не получится. Если раньше письмо от одного города в другой шло неделями, сегодня адресат может получить сообщение уже через секунду после отправки .

Стал возможным диалог в режиме реального времени между людьми, удаленными друг от друга на тысячи километров. Еще несколько столетий назад этот сюжет был чуть ли не основной темой фантастических произведений, сегодня он - банальная реальность.

Семафорный телеграф

Идея передавать данные при помощи оптических знаков впервые появилась еще в древности - население Северной и Южной Америки использовало костры и узелковое письмо для информирования соседей.

Схожие практики применялись и в Азии, самым известным примером является Великая Китайская стена. Учитывая протяженность - сообщать о набегах и других происшествиях при помощи гонцов не представлялось возможным.

Но настоящий расцвет семафорного дела начался в Европе XVIII века:

  1. Первые механизмы использовали видимые фигуры;
  2. К концу столетия уже был запатентован семафор с подвижными планками;
  3. В том же веке появился и его оптический собрат;
  4. Даже сегодня на каждой дороге мы можем увидеть их потомков - светофоры .

Ничего сложного в самом принципе работы нет:

  • Вдоль наиболее оживленных трактов, на возвышенностях, возводятся семафорные башни;
  • Все строения находятся в зоне прямой видимости, чтобы при любой погоде рабочие могли получать и отправлять сигналы;
  • Информация передается по цепочке, от одной башни к другой;
  • Оператор должен получить сообщение, записать его и передать дальше, следующему оператору который выполнит такой же объем работы;
  • Существовала специальная кодировка (азбука) для расшифровки получаемых сигналов.

Шифр для передачи данных

Наибольшую популярность семафорная азбука приобрела благодаря морскому флоту:

  1. Кораблям необходимо регулярно обмениваться информацией;
  2. О любом изменении маршрута необходимо сообщать всем союзным судам;
  3. Во время ведения боевых действий главнокомандующий должен координировать действия всей эскадры с одного корабля;
  4. На протяжении столетий этот вид связи оставался единственным возможным.

Сегодня все суда оборудованы современнейшей техникой, позволяющей связаться с кем угодно - как на море, так и на суше. Но наши предки не могли позволить себе такой роскоши и решали проблемы иным способом.

Была разработана специальная азбука, которая состояла из 29 букв :

  • Мягкому и твердому знаку соответствовал один и тот же сигнал;
  • «Э», «Е» и «Е» передавались одинаково;
  • Между «И» и «Й» никто не делал отличий;
  • Все слова передавались по буквам, в том числе знаки препинания и цифры;
  • Для сигналов использовались два флажка или бескозырки.

Скорость получения информации

Внезапно для всего мира и себя самого, человек «ворвался» в волновой диапазон. С этого момента необходимость в прямой видимости отпала:

  1. Можно было отправлять сообщения на сколь угодно большие расстояния;
  2. Стал возможен «живой» диалог между людьми, находящимися в разных странах;
  3. В каждом доме появилось свое «окно в новый мир»;
  4. На сегодняшний день возможность свободно общаться и передавать данные на огромные расстояния воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Если уже завтра мы останемся без интернета, радио и телефонии - послезавтра имеющийся уклад жизни рухнет. Существовать в столь медленном темпе, в котором столетиями жили наши предки, современный человек попросту не привык . И речь даже не идет о каких-то эмоциональных страданиях.

Элементарная координация производства, закупок и поставок товаров первой необходимости станет невозможной. Слишком большие объемы и слишком мало возможностей для передачи данных. Голодные бунты из-за «сломанного телефона», кто бы мог подумать.

Семафорное сообщение

Принцип передачи данных «в зоне прямой видимости» был известен с древности, но реальная потребность в этом варианте возникла лишь в XVIII веке. Примерно с тех пор существуют известные в наше время семафорные телеграфы и азбука:

  • На возвышенностях строилась цепочка башен;
  • При помощи световых сигналов или изменения положения планок информация передавалась от одного строения к другому;
  • Пройдя весь путь, данные находили конечного адресата, гораздо быстрее письма или гонца.

Семафорная азбука активно использовалась на флоте:

  1. Помогала передать сведения от одного корабля к другому;
  2. До повсеместного распространения радио являлась единственным вариантом общения;
  3. Сигналы подавались при помощи флажков;
  4. Опытные сигнальщики передавали за минуту не менее 10 слов;
  5. Длительный поход флотилии без подобной координации был невозможен.

Сегодня все это может казаться слегка комично или даже нелепо. Подумаешь, технический прогресс - флажками махать или башни в ряд строить. До этого мог бы и пещерный человек додуматься. Но на тот момент это было серьезным шагом вперед . И учитывая, куда это привело - к современным технологиям, шаг был весьма неплохим.

Для большинства остается чем-то непонятным словосочетание семафорная азбука, что это могут рассказать лишь люди с действительно широким кругозором.

Видео: как работала семафорная азбука?

В данном ролике Василий Тимофеев расскажет, как появилась семафорная азбука, как применялась она на флоте в России и других странах:

Философия