Презентация к уроку спп с придаточными обстоятельственными. Презентация к уроку "виды сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными"

Предварительный просмотр:

Сложноподчиненные предложения с

придаточными обстоятельственными

Цели:

Обучающие:

Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.

Развивающее:

Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к природе родного края, к творчеству русских поэтов.

Оборудование:

1.Компьютерная программа “Фраза”. 2.Презентация “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”.

Предварительная подготовка:

1.Создание презентации к уроку в программе Power Point.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

- Сегодня мы приступаем к изучению темы “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными” : познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. Но прежде повторим изученное.

(Запись в тетради числа )

II. Повторение изученного. (слайд 2).

- Расставьте ударение в словах, записанных на слайде.

(Проверка по цепочке)

- Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь для правил.

2. «Сложные предложения» (слайд 3 )

А сейчас повторим сложные предложения (Повторение теоретических сведений о сложных предложениях).

3 .- Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? (СПП)

А) Какие предложения называются СПП? Чем они отличаются от сложносочиненных?

в) На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?

Вывод: «Сложноподчинённые предложения» (слайд 4)

- Хорошо, теорию вы знаете неплохо.

4. Фронтальный опрос – графический диктант.

А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.

  1. Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)
  2. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)
  3. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
  4. Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
  5. Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)

А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

  1. Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)

- Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия.)

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, места, причины, сравнения, уступки, условия, следствия)

Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении .

- Итак, переходим к знакомству с новым материалом. (Запись темы в тетради)(слайд 1)

III. Изучение нового материала.

  1. Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные?(Слайды 5 -9)

- Как мы будем различать их? (По вопросам, союзам и союзным словам) (Слайд 10)

IV. Закрепление новой темы.

Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно – цифрового диктанта.

1. Распределительно - цифровой диктант.

Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

  1. в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
  2. во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
  1. Если жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись. (С придаточным условным)
  2. Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. (Простое предложение)
  3. Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)
  4. Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)
  5. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели)
  6. Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.)
  7. Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (С придаточным места)
  8. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.)
  9. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)
  10. Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)

Ключ: сложноподч. предл. простые предл.

1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10

Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)

А сейчас посмотрите на улицу. Какое настроение вызывает у вас эта погода?

- Да, природа всегда прекрасна, всегда совершенна. Природа всегда действует благородно.

У природы нет плохой погоды! Каждая погода благодать. Дождь ли, снег…любое время года Надо благодарно принимать,… (из к/ф Эльдара Рязанова « Служебный роман»)

2. Работа с учебником. Упр.116, стр.74.

Задание: выписать СПП с придаточными обстоятельственными, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного.

- Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.

3.Коллективная работа на компьютере (компьютерная программа “Фраза”: 9 класс, “Сложноподчиненное предложение”, вариант “Отдельные предложения” № 515-518).

Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.

(Сообщить оценки за выполнение работы по упражнению)

V. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: п.12, с.67–68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложное предложение Сложноподчиненные предложения

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложноподчинённое предложение. Типы придаточных предложений Придаточное обстоятельственное

Придаточное обстоятельственное Места Времени Условия Причины Цели Сравнения Образа действия Меры и степени Уступки Следствия

Придаточное предложение места Вопросы Союзные слова Где Куда Откуда Пример 1

Придаточное предложение времени Вопросы Союзы Когда Едва Лишь Только Пока С тех пор как Лишь только Как только В то время как По мере того как Пример 2

Придаточное предложение условия Вопрос Союзы Если Если бы Если…то Раз Когда (= если) Коли Когда бы Пример 3

Придаточное предложение причины Вопросы Союзы Потому что Так как Ибо Оттого что Вследствие того что Благодаря тому что Тем более что В связи с тем Что Пример 4

Придаточное предложение цели Вопросы Союзы Чтобы Для того чтобы Дабы С тем чтобы Затем чтобы Только бы Лишь бы Пример 5

Придаточное предложение сравнения Вопрос Союзы Как Словно Точно Будто Как будто Подобно тому Подобно тому как Пример 6

Придаточное предложение образа действия Вопросы Союзы Как Как будто Точно Чтобы Пример 7

Придаточное предложение меры и степени Вопросы Союзы, союзные слова Так + (наречие) Что Как Сколько Насколько Пример 8

СПП с придаточным времени (Когда?) Лишь только брезжил рассвет, выходила в озеро белая лодка. Очнулся он, (когда?) когда солнце стояло уже высоко. (Когда?) Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.

СПП с придаточным условия (При каком условии?) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. Приходи сено косить, (при каком условии?) только если не будет дождя. Её лицо делалось лучше, (при каком условии?) когда матушка улыбалась.

СПП с придаточным причины Она плакала оттого, (почему? по какой причине?) что не могла решить, что ей делать. Я не удивился его поступку, (по какой причине?) потому что знал его характер. Всякий труд важен, (по какой причине?) ибо облагораживает человека.

СПП с придаточным цели Няня оставалась в тени, (зачем?) ч тобы вязать чулок. Лукашин встряхнулся, (с какой целью?) чтобы ноша удобнее легла на плечи. В полной темноте, с потушенными фарами флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега, (с какой целью?) дабы не наскочить на мины.

СПП с придаточным сравнения Вся комната вдруг потемнела, (как что?) точно в ней задёрнули занавески. Мы втроём начали беседовать, (как?) как будто век были знакомы. Воздух только изредка дрожал, (как?) как дрожит вода, возмущённая падением ветки.

СПП с придаточным образа действия Мы побежали наверх одеваться так, (как? каким образом?) чтобы как можно более походить на охотников. Ученик сделал всё так, (как? каким образом?) как велел мастер. Больной вёл себя так, (как? каким образом?) как советовал врач.

СПП с придаточным меры и степени Он никогда не работал так много, (в какой степени?) как работал в эти дни. Было так темно, (насколько?) что путники с трудом различали дорогу. Стало настолько холодно, (в какой мере?) что в доме изо рта шёл пар.

СПП с придаточным уступки В степи было тихо, пасмурно, (несмотря на что?) несмотря на то что солнце поднялось. (Вопреки чему?) Как ни крепился Чичиков духом, однако похудел и даже позеленел. Хороши летние туманные дни, (несмотря на что?) хотя я и охотники их не любят.

СПП с придаточным следствия С утра полил дождь, (что из этого следует?) так что поездку пришлось отменить. Наступал вечер, (что из этого следует?) так что все пошли домой. Снег всё становился белее, ярче, (что из этого следует?) так что ломило глаза.


Урок в 9 классе Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУСОШ №5 г. Беслана РСО-Алания


Цели :

Повторить и систематизировать знания обучащихся по сложноподчиненному предложению с придаточными обстоятельственными; - развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответ товарищей. -воспитывать нравственные и эстетические качества обучающихся.


Задачи:

Закрепить навыки постановки знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения; - формировать умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; - осуществлять синтаксический разбор сложного предложения;

Готовить к ГИА; - развивать умения и навыки анализа текста; - развивать речь учащихся, умение выделять главное; - пробудить интерес к личности Д.С.Лихачёва и к его творчеству;

Формировать нравственные качества обучающихся



Мы не выживем физически, если погибнем духовно Д.С.Лихачёв


Работа с текстом №1

Когда человек сознательно или интуитивно выб…рает себе в жизни какую (то) цель жизне(н,нн)ую задачу он вместе с тем (не)вольно даёт себе оценку. ..

Если человек ставит перед собой задачу пр…обрести все элементарные блага он и оценивает себя на уровне этих материальных благ… Если человек живёт чтобы приносить людям добро обл…гчить их страдания при болезнях давать людям радость то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель достойную человека.


1)Литература даёт нам коло(с,сс)ссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. 2)Она делает человека инте(л,лл)игентным, разв…вает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей… 3)Одним словом делает вас мудрыми. 4)Но всё это делает(?)ся только тогда когда вы читаете, вникая во все мелочи…5).Ибо самое часто кроет(?)ся именно в мелочах. 6)А такое чтение возможно только тогда когда вы читаете с удовольствием…


Текст №3

1)Человечество тратит ми(л,лл)иарды чтобы сохранить окружающую нас природу…

2)Если природа необходима человеку для его биологической жизни то культурная среда не менее необходима для его духовной нравстве(н,нн)ой жизни… 3)Человек воспитывает(?)ся в окружающей его культурной среде незаметно для себя потому что его воспитывает история, прошлое…4) Он учит(?)ся уважению к предкам и помнит о потомках…5)Если человек не ценит память о своих родителях он не любит их… 6)Если равнодушен к памятникам истории своей страны он равнодушен к своей стране.


Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему:

«Интеллигентный человек для меня…»

Обязательно использовать СПП с придаточными обстоятельственными.



Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными места»

  • Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными места»
  • 9 класс
  • Спишите, слова, расставьте в них ударения:
  • договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.
  • (Догово р, столя р, предположи ть, краси вее,
  • на чал, начала , парте р, алфави т,
  • ржа веть, позвони т, облегчи ть).
На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.
  • На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.
  • На какие вопросы отвечают придаточные образа действия? Приведите примеры.
  • Как различить однозначные и многозначные придаточные степени и образа действия?
  • В каком стиле речи и с какой целью используются СПП с придаточными степени, имеющие добавочное значение сравнения?
  • Запишите предложения, составьте их схемы, определите вид придаточных предложений.
  • Последний свой приезд в деревню он помнил так хорошо, будто только сейчас и возвращался обратно.
  • Живите так, как вас ведет звезда, под кущей обновленной сени.
  • Кони так сильно устали, что после остановки сразу легли на землю.
Запишите предложения, составьте их схемы, определите вид придаточных предложений
  • Откуда солнышко встает, оттуда и лето красное придет.
  • Куда иголка, туда и нитка.
  • Нет истины, где нет любви.
  • Вывод: придаточные места уточняют обстоятельства места главного
  • предложения.
  • Вид придаточного
  • На какой вопрос отвечает
  • К чему относится
  • Место придаточного
  • Чем прикрепляется
  • 1. Определительное
  • какой?
  • к существительному в главном предложении
  • после определяемого слова
  • союзными словами который, что, где, куда и др.
  • 2. Местоименно-определительное
  • какой? (кто именно, что именно?)
  • к местоимению в значении существительного
  • до и после определяемого слова
  • союзными словами кто, что
  • 3. Изъяснительное
  • вопросы косвенных падежей
  • к словам со значением мысли, речи, чувства
  • союзами что, как, будто, чтобы , союзными словами кто, что и др.; частицей ли
  • Обстоятельственные:
  • 4. Степени
  • в какой степени? насколько?
  • после главного
  • союзы и союзн. слова что, как, будто, словно, сколько…
  • 5. Образа действия
  • как? каким образом?
  • к сочетанию с указательным словом
  • после главного
  • союзы и союзн. слова что, как, чтобы, словно…
  • 6. Места
  • где? куда? откуда?
  • ко всему главному предложению
  • свободное (до, после, внутри главного предложения)
  • союзные слова где, куда, откуда
  • Определите вид придаточных предложений, составьте их схему.
  • 1) Мы не знали, где остановиться на ночлег.
  • 2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
  • 3) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть.
  • Вывод: Одно и то же союзное слово присоединяет к главному разные придаточные (определительные, изъяснительные, места).
  • А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
  • Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
  • А Б В Г Д
  • А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
  • Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
  • В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
  • Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
  • Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.
  • Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.
  • А Б В Г Д
  • А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
  • Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
  • В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
  • Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
  • Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.
  • Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
  • А Б В Г Д
  • Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
  • А Б В Г Д
  • Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
  • А Б В Г Д
  • Найдите предложения, в состав которых входят придаточные места.
  • А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
  • Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
  • В. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
  • Г. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.
  • Д. Я смотрел туда, где толпились люди.
Упражнение № 138;
  • Упражнение № 138;
  • Сочинение-миниатюра: опишите с помощью СПП с придаточными места географическое положение своего поселка.
  • МОЛОДЦЫ!

СПП с придаточными обстоятельственными. Слайд № 1

Закрепить знания о СПП с придаточными определительными, изъяснительными; - дать общее представление о придаточных обстоятельственных;

Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи;

Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Организационный момент .

(Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку и пр.)

II. Повторение

«Проверь свою грамотность». Вставить, где это необходимо, пропущенные буквы. Слайды № 2-3

Курин..ый, рас..чёт, команд..вать, незван..ый, ак..омпанемент, ровес..ник, грам..отный, вследстви.. дождя, кован..ый, оч..ровательный, опас..ный, безветрен..ый.

Выпишите вставленные буквы подряд. Какое слово получилось? (океан)

Дифференцированная работа.

1 группа (работают самостоятельно; схемы распечатаны)

Составить предложения по схемам, определить вид придаточных предложений.

А) (Где …), [ гл. ].

н/р: Где он скрывался в течение нескольких суток, никто не мог сказать. (прид. изъяснит.)

Б) [ Сущ., (которая …), … ].

н/р: Через минуту, которая показалась всем вечностью, в воротах появился он. (прид. определит.)

В) (Кто …), [тот … ].

н/р: Кто родиной торгует, тот кары не минует. (пословица) (прид. мест.-определит.)

2 группа (работают самостоятельно) Слайд № 4

Списать, расставить знаки препинания, составить схемы, определить виды придаточных предложений.

А) Т..варищи спр..сили меня действительно ли в этом овраге есть выводок в(о,а)лчат.

Б) Т..жело было (в)эти дни тем кто покинул р..дные м..ста.

В) Мы ра..пол..жились на о..дых у дер..ва что р..стёт у самой в..ды.

3 группа (работают с учителем)

Записать предложения, определить виды придаточных предложений.

А) Улица, которая казалась вымершей, вдруг ожила.

[ Сущ., (которая …), … ]. (придат. определит.)

Б) Я никак не мог определить, где раздавался шорох.

[ гл. … ], (где …). (прид. изъяснит.)

В) Кто смел, тот и уверен в себе.

(Кто …), [тот … ]. (прид. мест.-определит.)

Проверка работы 1 и 2 групп.

3. Игра (записано на доске)

По отрывкам предложений определить, какие из них СПП, а какие ССП.

А) … был там а они …

Б) … за хвост который …

В) … бежали и волк …

Г) … увидел как ветер …

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Вспомните, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)

А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)

Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице (распечатана для каждой парты).

Вид придаточного

Чем прикрепляется?

Образа действия или степени

Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.

Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

Где, куда, откуда

Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.

Когда (когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.

Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Если (если…то), когда, раз и др.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой.

Чтобы, для того чтобы и др.

Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах.

Сравнения

Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.

Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни

Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам.

Следствия

Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать.

IV. Закрепление.

1) Определите вид придаточных предложений. Слайд № 5

1) Я записал этот рассказ так, как слышал его из уст товарища.

2) Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности.

3) У Даши так билось сердце, что пришлось закрыть глаза.

4) Я с удовольствием поговорю, коли хороший человек.

5) Всякая работа тоже игра, если любить работу.

6) Там, где родился Разин, робости люди не любят.

Запишите в тетрадь предложение № 2, объясните графически знаки препинания. (СПП с прид. уступки; придаточное предложение осложнено вводным словом «видимо»)

2) Запись предложения. Слайд № 6

Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть-чуть, потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.

Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)

Задания (подготовка к ОГЭ)

Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)

Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый сделает, потратит, приложит)

Сделать схему предложения , (если … о, о, о).

Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление», «примыкание» (например, наши души, потратит минуту, начнёт согревать)

3) Дифференцированная работа.

А) Творческая работа в парах. Слайд № 7

Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Б) Индивидуальная работа (задания распечатаны для нескольких учащихся)

Продолжить предложения, сделав их СПП с указанным видом придаточных

а) Несмотря на то что прошёл дождь … (прид. уступки)

б) Я не выучил уроков… (прид. причины)

в) …надо было готовиться к ночлегу. (прид. следствия)

4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ). Слайды № 8-12

1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.

1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

2. Нет истины, где нет любви.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

2) Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени

1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей.

3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели

(1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать, как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку, чтобы Овцов споткнулся.

4) Выпишите цифры , обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Спасибо,(1) - сказал Назаров,(2) - но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

Нет,(6) нет,(7) - поспешно сказала Сергеева. - Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

5) Выпишите цифру , обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.

Взаимопроверка

Ключ Слайд № 13

1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3

5) Проблемное задание (при наличии свободного времени)

Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по - детски радовался, когда я не мог отгадать их.

Определите вид придаточного: времени или…?

Попробуйте преобразовать СПП в простое предложение (Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по - детски радовался моему неумению отгадать их).

V . Итоги урока.

Домашнее задание. Слайд № 14

1. Выучить теоретический материал.

2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными или выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8-9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

Этап рефлексии. Слайд № 15

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

СПП ПРИД ОПРЕД ПРИД ИЗЪЯСН ПРИД ОБСТОЯТ

Придаточные обстоятельственные? 1. Где бы мы потом ни жили и ни трудились, мы всегда с гордостью считали себя верхнемамонцами. 3. Приток, что течет у Мамона, так дорог, хотя он и мал.(схема) 4.Не отведешь ты взгляд, когда меняет лес наряд зеленый.(схема) 5. И кто рядом гулко топал, как будто двигалась пехота.

Моделируем предложения 1.Будет тяжело. Друзья помогут. 2.Но по весне свежа листва. Тебя нет рядом. 3 . Земля ждет с человеком встречи. Ее вниманьем обеспечил. 4 . Сомневалась вдова. Не пришла похоронка.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при подчинительной связи: 1 . Никогда не забыть,(1) как рыдала она,(2) как кричали испуганно дети, (3)а в саду безмятежно расцветала весна,(4) будто не было горя на свете. 2 .Но судить не буду строго,(1) потому что знаю я:(2)пусть осталось их немного, (3)но надежные друзья.

Придаточные обстоятельственные Обстоятельство

СЛОВАРИ Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. «Патриот» (др. греческ. «сын Отечества»)

«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете…» В.В. Путин

Без Родины много ли значим? ПАТРИОТИЗМ – это не только слово и чувство. Это поступок, характер, конкретное дело. Пока оно передается из поколения в поколение, жива и сама Россия, наша общая Родина-мать.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Материалы к уроку. Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными.

Презентация может быть использована при подведении итогов урока русского языка в 9 классе "СПП предложения с придаточными обстоятельственными"....

Презентация "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"

Презентация для закрепления темы "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"...

Философия