Сколько ленин лежит в мавзолее, молча глядя в потолок. Кого похоронили в Мавзолее на Красной площади? Что творится в мавзолее

Отвечаю: в мавзолее на Красной площади Москвы в 1924 году был похоронен Владимир Ильич Ульянов-Ленин!

Так это всем известно! — возможно, кто-то скажет мне. Зачем об этом писать?!

Всем известно. Верно. Но некоторые люди сомневаются! В СМИ появилось уже несколько публикаций, в которых говорится о том, что у Ленина был двойник, и мол это его похоронили с почестями в мавзолее. А некоторые товарищи вообще утверждают сейчас, что Ленина не было!

Вот ещё одна аналогичная публикация на популярном сайте "КРАМОЛА":

"Пока другие спорят о необходимости захоронения тела вождя мирового пролетариата, эксперт-криминалист из Самары Антон Колмыков утверждает, что в Мавзолее вообще лежит не Владимир Ильич ЛЕНИН. Хотя бы потому, что такого человека никогда не существовало! Проведя изучение личности «вечно живого идеолога революции» замначальника ЦНЭАТ Самары пришёл к выводу, что мы имеем дело с величайшей фальсификацией, сценарий которой написан в США. Мы пообщались с человеком, дерзнувшим посягнуть на «икону» 70-летнего отрезка российской истории.

- Антон Николаевич, Вы заинтересовались личностью вождя мирового пролетариата, изучая газеты?

Зацепили фотографии. На них явно был не Ульянов. Для меня, как специалиста в области судебной медицины и криминалистики , это очевидно. И потом: во всех иностранных публикациях он фигурировал как Николай Ленин . Ни разу В. И. Ленин!

Хочу признаться перед читателем, что я поначалу поверил в эту сенсацию про двойника Ленина! Ну не будут же люди просто так, подумал я, поднимать кипиш в СМИ по поводу такой персоны, как Владимир Ленин!!!

Однако, поверив им, я решил всё сам перепроверить. А поскольку эксперты, сделавшие вывод о том, что в мавзолее лежит не Ленин, работали исключительно с фотографиями , в чём признался эксперт Антон Колмыков, я тоже решил поработать с фотографиями Ленина.

Что касается имени Ленина Николай в иностранных СМИ, то полагаю, что это просто его псевдоним для зарубежных СМИ, как всем известный псевдоним основоположника МАРКСИЗМА Карла Маркса, у которого настоящие имя и фамилия были Мардехай Маркс Леви — ни разу ни Карл!

Итак, простой фотограф Антон Благин против специалиста в области судебной медицины и криминалистики Антона Колмыкова .

Ленин, тот самый, который был Владимиром Ильичом Ульяновым-Лениным в России и Николаем Лениным в зарубежных СМИ, был сыном Ильи Николаевича Ульянова, вот этого человека, обозначенного на семейной фотографии красным кружочком:


На фото семья Ульяновых, 1879 г. Синим кружком обозначен юный Владимир Ильич Ульянов.

На этих трёх фотографиях Владимир Ильич Ульянов в разные годы жизни, соответственно в 1887, в 1895 и в 1923 годах. Он очень похож на своего отца — Илью Николаевича, особенно на средней фотографии. Последняя (правая) фотография Ульянова-Ленина сделана за несколько месяцев до смерти "вождя мирового пролетариата" от болезни мозга. На всех трёх фотографиях мы видим одни и те же глаза, одни и те же неглубокие глазницы, один и тот же широкий и округлый лоб и одинаковый по форме нос.

Главный организатор Красной Армии Лев Давидович Бронштейн (Троцкий) на похоронах своего друга Ленина сказал следующую речь:


Ленин и Троцкий в окружении главной движущей силы революции в России 1917 года — "евреев всех стран", тех самых, которые "пролетарии".

Речь Л.Д.Троцкого (Бронштейна): "Ленина нет. Нет более Ленина. Тёмные законы, управляющие работой кровеносных сосудов, оборвали эту жизнь. Медицина оказалась бессильной совершить то, чего от неё со страстью ждали, требовали миллионы человеческих сердец.

Сколько среди них таких, которые отдали бы, не задумавшись, свою собственную кровь до последней капли, только бы оживить, возродить работу кровеносных сосудов великого вождя, Ленина, Ильича, единственного, неповторимого. Но чудо не совершилось там, где бессильной оказалась наука. И вот Ленина нет. Слова эти обрушиваются на сознание, как гигантская скала в море. Можно ли верить, мыслимо ли признать?

Сознание трудящихся всего мира не захочет принять этот факт, ибо страшно силен ещё враг, долог путь, не закончена великая работа - величайшая в истории; ибо Ленин нужен мировому рабочему классу, как, может быть, никогда никто не нужен был в человеческой истории.

Более 10 месяцев длился второй приступ болезни, более тяжкий, чем первый. Кровеносные сосуды, по горькому выражению врачей, всё время "играли". Это была страшная игра жизнью Ильича. Можно было ждать и улучшения, почти полного восстановления, но можно было ждать и катастрофы. Мы все ждали выздоровления, а пришла катастрофа. Дыхательный центр мозга отказался служить - и потушил центр гениальнейшей мысли.

И вот нет Ильича. Партия осиротела. Осиротел рабочий класс. Именно это чувство порождается прежде всего вестью о смерти учителя, вождя.

Как пойдём вперёд, найдём ли дорогу, не собьёмся ли? Ибо Ленина, товарищи, с нами больше нет!

Ленина нет, но есть ленинизм. Бессмертное в Ленине - его учение, его работа, его метод, его пример - живёт в нас, в той партии, которую он создал, в том первом рабочем государстве, которое он возглавлял и направлял.

Наши сердца потому поражены сейчас такой безмерной скорбью, что мы все - великой милостью истории - родились современниками Ленина, работали рядом с ним, учились у него. Наша партия есть ленинизм в действии, . В каждом из нас живёт частица Ленина - та, что составляет лучшую часть каждого из нас.

Как пойдём вперёд? С фонарем ленинизма в руках. Найдём ли дорогу? Коллективной мыслью, коллективной волей партии найдём!

И завтра, и послезавтра, и через неделю, и через месяц мы будем спрашивать себя: неужели Ленина нет? Ибо невероятным, невозможным, чудовищным произволом природы долго ещё будет казаться его смерть.

Пусть тот же укол иглы, который мы чувствуем, который будет каждый раз чувствовать сердце при мысли о том, что Ленина более нет, станет для каждого из нас напоминанием, предостережением, призывом: твоя ответственность повысилась. Будь достоин воспитавшего тебя вождя.

В скорби, в трауре, в горе сомкнём наши ряды и сердца, сомкнём их теснее для новых боев.

Товарищи, братья, Ленина с нами нет. Прощай, Ильич! Прощай, вождь!.."

Так кого же похоронили в мавзолее на Красной площади Москвы?

Вот объяснение Антона Колмыкова:

Форма ушной раковины Владимира Ульянова, запечатлённого во время звукозаписи в Кремле (1919), и Николая Ленина (1917) отличается :


Эти фотографии (якобы разного Ленина) Антон Колмыков привёл в своей статье "Кто лежит в Мавзолее?"

Между тем, я не вижу здесь никаких различий в форме ушной раковины, только разное качество снимков бросается в глаза. А уши одинаковые!

Теперь смотрите на моё сопоставление фотографий. Слева Ленин в гробу 23 января 1924 года. Справа фотография живого Ленина, запечатлённого в профиль при его аресте московской охранкой в 1895 году. Чтобы сравнить контур головы Ленина на обеих фотографиях, мне пришлось вторую фотографию повернуть зеркально и кроме того наклонить почти на 90 градусов. Благодаря этому, мы сейчас видим на этих двух снимках одного и того же человека в разном возрасте. Совпадают не только контуры его черепа, но даже ушные раковины, несмотря на то, что правый снимок я вынужден был перевернуть зеркально, и правое ухо Ленина на правом снимке — это на самом деле его левое ухо. И ещё, делая сравнения, не забывайте про разницу в возрасте. Слева Ленину 54 года, справа ему же — только 25 лет.

Редкие кадры кинохроники, запечатлившие В.И.Ленина:

А это некоторые фотографии В.И.Ленина:


Из личного дела В.И.Ленина, арестованного в 1895 году.


В.И.Ленин в 1919 году. Выступление по радио.


1920 год. В.И. Ленин выступает перед солдатами.


1922 год. В.И.Ленин и Н.К.Крупская.


1922 год. Ленин и Сталин.


1923 год. До смерти В.И.Ленина осталось несколько месяцев...

После смерти вождя, как известно, разыгралась борьба за власть над Россией между двумя историческими личностями — между Лейбой Давидовичем Бронштейном (Троцким) и Иосифом Виссарионовичем Джугашвили (Сталиным). Оттого, кто из них победит, тогда зависела судьба России и её многонационального народа. Если бы в борьбе за власть победил Троцкий, мечтавший о мировой революции, то Россия была бы превращена им буквально в "вязанку хвороста" для розжига "мировой революции", о чём он не раз говорил, когда делился с соратниками своими планами на будущее.

Сталин вынашивал совсем иные планы, он хотел спасти Россию от этой страшной участи — быть "вязанкой хвороста". Он хотел построить на развалинах Российской империи первое в мире государство рабочих и крестьян! И он сумел убедить в правильности этой цели многих большевиков-ленинцев. Сделать это Сталину удалось, ссылаясь прежде всего на авторитет Ленина. А поскольку Ленин был в авторитете и среди троцкистов, и у самого Троцкого, то Сталин, имевший образование православного священника (!), решил сделать из него буквально "икону для моления" , реализовав таким образом на практике то, что Лев Троцкий высказал на похоронах Ленина: "Наша партия есть ленинизм в действии, наша партия есть коллективный вождь трудящихся . В каждом из нас живёт частица Ленина - та, что составляет лучшую часть каждого из нас. Как пойдём вперёд? С фонарем ленинизма в руках. Найдём ли дорогу? Коллективной мыслью, коллективной волей партии найдём!.."

Так с подачи Троцкого и в исполнении Сталина в новой России, которая называлась тогда РСФСР, появился новый религиозный "эгрегор" под названием ЛЕНИНИЗМ, на который должны были молиться миллионы коммунистов, не только Советского Союза, но и всех других стран, которые перешли на социалистический путь развития.

На последней фотографии запечатлён лидер нынешних коммунистов России Геннадий Зюганов. Судя по плакату, размещённому за спинами заседающих, Ленин и сегодня заменяет коммунистам Бога.

Плохо это или хорошо, судить читателю. Я лишь скромно предложу ему прочесть мою предыдущую очень интересную статью:

Приложение:

Фрагмент публикации Ал Олега "Что делать с Мавзолеем?"

Он умер в 18.50...

21 марта 1924 г. после переговоров В. Збарского с руководителем ВЧК-ОГПУ Ф. Дзержинским было принято решение: приступить к консервации тела Ленина.

Ко дню похорон 27 января 1924 года, в центре Москвы, на Красной площади появилась необычная постройка.

Она имела форму пирамидального сооружения, известного историкам из древней Вавилонии.

Здание трижды перестраивалось, пока в 1930 году не получило свой окончательный вид. Эта постройка, где труп "Ленина" выставили на всеобщее обозрение, стала именоваться "мавзолеем".
Рядом с "мавзолеем", в Кремлёвской стене, устроено кладбище других отличившихся коммунистов.

В ночь после смерти Ленина, 22 января 1924 года, была создана комиссия по организации похорон. В её состав вошли Ф. Э. Дзержинский, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, В.Д.Бонч- Бруевич.
Комиссия поручила скульптору С. Д. Меркурову снять гипсовую маску с лица и рук Ленина, пригласить известного московского патологоанатома А. И. Абрикосова для временного бальзамирования и вскрытия тела. Гроб с телом решили поместить в Колонном зале для прощания с последующим захоронением на Красной площади.

А.И.Абрикосов, авторитет в области анатомии, считал работу по сохранению тела безсмысленной, поскольку на теле появилась пигментация и начался процесс высыхания тканей.
Он говорил, что наука не обладает методом сохранения тела покойника, привычного для повседневного образа живого человека. Крупская и Ворошилов также не поддерживали идею сохранения трупа, имитирующего вечно живого вождя. Ф.Дзержинский вмешался в ход событий с предложением о консервации трупа.

4 февраля 1924 года Л.Д. Красин предложил использовать метод низких температур. По его проекту, в саркофаг с трупом должен был поступать охлажденный воздух из холодильной камеры.
26 февраля создана комиссия по наблюдению за состоянием и бальзамированием тела. В неё входят Н.А.Семашко С.Вейсброд, В.Н.Розанов, В.П.Воробьев и Б.И.Збарский.

26 марта начались процедуры мумификации красного фараона. Во временный мавзолей прибыли: паталогоанатом В.П.Воробьёв, биохимик Б. И. Збарский и прозектор Шабадаш.

Ленин разлагался и Дзержинский принял решение по бальзамированию назначеца в "вечно живого" в подвале, расположенном под временным мавзолеем. На первом сеансе были извлечены лёгкие, печень и селезенка, промыта грудная клетка. По всему телу были сделаны надрезы: на животе, на плечах, ногах, спине и ладонях рук, для того чтобы бальзам проникал и хорошо пропитал все тело.
После труп погрузили в каучуковую ванну, наполненную эликсиром. В состав эликсира входили: глицерин, ацетат калия, вода и хлор-хинин. Эта состав был предложен в XIX-ом веке ученым Мельниковым-Разведенковым, пользовавшимся таким раствором при анатомическом препарировании.

К 26 мая все было закончено и делегаты XIII съезда партии посетили мавзолей. Брат Ленина - Дмитрий Ульянов, закончивший свои дни в сумасшедшем доме, вышел и пробормотал: "Я сейчас ничего не могу сказать, я взволнован. Он лежит таким, каким я его видел тотчас после смерти". А Наденька посмотрела и сказала: "Ну вот, теперь он помолодел, а я совсем старуха".

После смерти Ленина у Политбюро возникла идея организовать секретное научное исследование мозга усопшего "вождя мирового пролетариата" с целью материального обоснования его гениальности. 16 февраля 1925 года, в Институте марксизма-ленинизма прошло организационное совещание. В нем приняли участие: А.И. Абрикосов, В.В. Бунак, Б.В. Вейсборд, А.А. Дешин, В.В. Крамер, Л.С. Минор и директор нейробиологического института Берлинского университета профессор Фохт. Решали вопрос: Может ли цитоархитектоническое исследование подтвердить гениальность В.И. Ленина? Все сказали: Да.

Профессор Фохт предложил командировать в Берлинский университет 2-3-х молодых учёных, которые, присутствуя при обработке мозга Ленина и получив необходимый опыт, могли бы потом продолжить исследование, начатое в Берлине. Мозг должен быть разрезан на слои, толщиной 1,8 сантиметра, слои залиты в парафин, затем должны быть сделаны тонкие срезы для патологоанатомического исследования и фотографирования... В Институте нейробиологии Берлинского университета имелся опытный персонал, работающий под руководством профессора Фохта, там был хороший для таких работ инструментарий. Препарат должен быть как можно скорее залит в парафин, так как, оставаясь в фиксирующей жидкости, он становится неспособным воспринимать красящее вещество, что лишало возможности его изучения.

В Москве в это время не было ни опытных работников для таких исследований, ни препаратов, ни инструментов... Наркомздрав Н. Семашко поддержал мнение ученых и сопроводительной запиской направил документ в Политбюро. Ознакомившись с документами, мозги Ильича решили за границу не выпускать. Было решено организовать работу в Москве, для чего было дано указание о создании Института мозга. Фохт хотел утащить безхозные мозги в свою научную конуру... Тогда бы он стал не только главным хранителем ленинских мозгов, но и любых дивертисментов на заданную коммунарами тему. В последствии Фохт, с которым был заключен договор и который был назначен директором института, годами в Москве не появлялся. (Обиделся!)

Всё же Фохт получил от Семашко один срез мозга Ленина, который использовал в своих лекциях и публичных выступлениях в Германии. Из этого среза были сделаны диапозитивы, которые сопоставлялись со срезами мозга других людей, включая преступников.

Исследуя мозг Ленина, Фохт выдвинул механистическую теорию гениальности. Суть этой теории обосновывалась наличием в мозге большого числа своеобразно расположенных пирамидальных клеток. От этой теории Кремль пришёл в восторг. Но ликование было непродолжительным. Вскоре после сенсационного "открытия" профессора Фохта в немецкой Энциклопедии душевных болезней появилось статья профессора Шпильмейера с утверждением, что такого рода большое число пирамидальных клеток имеются и у... слабоумных.

Для моделирования десятков технологических процессов происходящих в реальном мавзолее, было создано НИИ биологических структур Минздрава: - Научно-исследовательский и учебно-методический центр биомедицинских технологий по адресу: улица Красина, дом 2. Коммунисты создали специальное подразделение для отработки технологий поддержания тела Ленина в исправном состоянии. В подразделении размещен окультный технический комплекс "вождя". Он включает: полноразмерную модель помещения, в котором лежит реальный труп Ленина, саркофаг-точную копию реального саркофага на Красной площади, механизм тележки для транспортировки тела.

Для проверки действия рецептов бальзамов, был предусмотрен отдел, где в отдельных боксах, разделённых стеклянными перегородками, сохранялись трупы, из числа умерших бомжей, с антропологическими параметрами близкими к ленинским. Л.Б. Красин был последователем философа Н.Ф. Федорова, выдвигавшего, идею искусственного оживления предков. Красин надеялся на воскресение вождя во плоти. "Отчего же тогда, - рассуждал один из героев "Котлована" А. Платонова, - Ленин в Москве целым лежит? Он науку ждёт - воскреснуть хочет".

Бухарин писал о "необходимости достижения безсмертия в кратчайшие сроки как о главном пункте большевицкой программы" Смерть, по Бухарину "курносая меньшевичка", есть самое контрреволюционное в мире существо, средство от которого должен был непременно выдумать немец-ученый... Одним из представителей "пролетарской" науки, занимавшейся опытным путём реализацией безсмертия, был клеврет Ленина А.А. Богданов (Малиновский).

В сочинениях этого "учёного" содержатся прямые аппеляции к сатанизму . Основатель "Института крови" Государственного научного института переливания крови и первый его заведующий, Богданов ставил опыты с использованием назначенных доноров. Суть этих опытов раскрывается в книге самого Богданова "Всеобщая организационная наука (Тектология) - молодая кровь с её материалами, взятыми из молодых тканей, должна помочь стареющему организму. Здесь мы видим прямую корреляцию с практикой применения стволовых клеток взятых от неродившихся младенцев современных вивисекторов. Богданов умер 7 апреля 1928 г. во время "опыта, произведенного на себе", как сообщали в некрологе, осуществляя опытную проверку методов повышения жизнеспособности человеческой организации".

До сих пор не умолкают дискуссии по поводу того, почему Ленина не хоронят. Вопреки всем объяснениям и рассуждениям, чёткого ответа так никто и не дал. Одни склоняются к тому, что вождь пролетариата должен быть бессмертным и всегда напоминать о себе, другие же думают, что всё это связано с Давайте во всём разберёмся подробнее.

Болезнь и смерть вождя

Прежде чем ответить на вопрос о том, почему Ленина не хоронят, давайте поговорим о причинах его смерти. Владимир Ильич умер в возрасте 53 лет. Вождь пролетариата скончался от «смягчения тканей головного мозга». Смерть произошла в поселке Горки (Подмосковье). В последние дни жизни Ленина за ним пристально следила и ухаживала жена

После этого страшного события и после перемещения тела в Москву встал вопрос о том, как и где хоронить вождя. Практически единогласно было принято решение о бальзамировании тела Владимира Ильича. Инициатором стал именно Сталин, который считал, что тело вождя должно быть захоронено подобно мощам святых.

Иное мнение

Если рассматривать вопрос относительно того, почему Ленина не хоронят, то есть и другая версия. Многие утверждают, что тогда среди большевиков присутствовали люди, которые надеялись на значительное продвижение в науке. Некоторые верили, что в будущем наконец найдётся способ оживить вождя пролетариата. Именно поэтому тело Ленина забальзамировали, а не захоронили.

Почему не хоронят Ленина? Мистика

Интересным фактом остаётся то, что знаменитый архитектор А. Щусев, который возвёл на территории России несколько известных церквей и храмов, предпочёл справляться с поставленной задачей с помощью языческого способа. Так, за основу проекта по возведению мавзолея для вождя он выбрал Пергамский алтарь, или месопотамскую культовую башню.

Как известно, в Пергами происходило изгнание халдеев — семитских племён, обладавшими навыками колдовства, магии и гадания. Жрецам удалось снова дать жизнь своей религии, которая не признавала Иисуса Христа. Поэтому Пергам в какой-то степени считался поистине сатанинским местом, поскольку на этой территории регулярно происходили халдейские магические и колдовские обряды.

Одним из покровителей всех халдеев был бог Вил, который, согласно легенде, находился в храме, напоминающем форму четырёхугольника. Храм образовывали 7 башен, которые сужались одна за другой.

Именно с него Щусев "снял" архитектурный проект для возведения ленинского мавзолея. Некоторые сходятся во мнении, что Щусев сравнивал Владимира Ильича именно с богом Вилом. Поэтому было принято решение сделать мавзолей в стиле алтаря.

Эти догадки подтвердил и публицист Г. Марченко, который писал, что архитектор взял за основу Пергамский алтарь. Тогда всю необходимую информацию ему предоставил знаменитый археолог Ф. Поульсен.

Отсюда напрашивается иной вопрос: «Почему Ленина похоронили в мавзолее сатаны?»

Ещё одна мистическая версия

Почему решили не хоронить Ленина? На этот счёт существует и другая мысль. Некоторые считали, что вождь был в сговоре с дьяволом. Потому и сам мавзолей изначально возводился по всем законам магии.

Считалось даже, что усыпальница Ленина очень похожа на культовое сооружение большевистского строя, благодаря которому планировалось решать проблемы международного масштаба.

Стоит обратить внимание на то, что в правом углу ленинской усыпальницы находится малозаметная ниша. Внутри она имеет выступающий уголок, который очень напоминает продольный шип. Считается, что основной задачей этого уголка является впитывание жизненной силы. Ведь мимо ниши проходит огромное количество людей, устраиваются военные парады и различные демонстрации.

Некоторые считали, что стоящий над нишей человек (а Сталин стоял именно над ней во время демонстраций) управляет сознанием и мыслями людей, проходивших мимо подобно гипнотизеру.

Нашумевший ролик о телодвижениях вождя в саркофаге

Несколько лет назад мир облетела видеозапись, на которой было чётко видно, как мумия Ленина сначала поднимает руку, а затем приподнимается верхней частью тела и снова падает в саркофаг.

Видео снималось на скрытую камеру, установленную в основном зале мавзолея. Через некоторое время американские учёные решили проверить запись на правдоподобность. В итоге исследователи заявили, что никакого монтажа, докрашивания и вставки кадров не было. Тогда американцы захотели изучить тело Ленина, но российское правительство не дало разрешения, ссылаясь на особую секретность.

До сих пор вопрос относительно того, почему Ленина не хоронят, остаётся актуальным. Людей также интересует, как у мумии могут расти ногти и волосы. Наводит на ужасные мысли и то, что работники мавзолея в один голос утверждают, что видели, как мумия шевелится в саркофаге.

Реакция народа, или почему люди против захоронения вождя?

Тело Ленина и по сей день остаётся нетронутым благодаря общественному мнению. Почти половина москвичей против того, чтобы забальзамированное тело наконец захоронили. Это объясняется тем, что многие не понимают мистического смысла, который несёт в себе мавзолей. Мало кто знает, что сооружение относится к древнему сатанинскому культу.

Не стоит обходить вниманием и тот факт, что в 2011 году прошёл пикет на улицах Москвы. Люди требовали убрать из Мавзолея.

Поддерживала решение и партия «Единая Россия», проводившая интернет-опрос, в котором людей просили проголосовать за то, чтобы придать тело великого вождя земле. Как оказалось, 43 % опрошенных посчитали, что бальзамирование Ленина противоречит всем православным и нравственным ценностям. Остальные же оказались приверженцами того, чтобы Владимир Ильич оставался лежать в мавзолее. Поэтому ответ на вопрос о том, почему не хоронят тело Ленина, понятен.

Надеемся, что в скором времени ситуация разрешится в правильном направлении. Но только пока остаётся непонятным — заслуживает ли главный пролетарий такой ужасной участи? Ясно одно: пока тело вождя не будет захоронено, Россия не приобретёт покоя и счастья.

Стремление к справедливости - одно из важнейших стремлений человека. В любых хоть сколько-нибудь сложно устроенных общественных организациях потребность в моральной оценке взаимодействий с другими людьми всегда была крайне велика. Справедливость - важнейший побудительный мотивов людей к действию, к оценке происходящего, важнейший элемент восприятия и себя, и мира.

Написанные ниже главки не претендуют на сколько-нибудь полное описание истории концепций справедливости. Но в них мы постарались акцентировать внимание на основных принципах, из которых в разные времена исходили люди, оценивая мир и себя. А также на тех парадоксах, с которыми они сталкивались, реализуя те или иные принципы справедливости.

Греки открывают справедливость

Идея справедливости появляется в Греции. Что и понятно. Как только люди объединяются в сообщества (полисы) и начинают взаимодействовать друг с другом не только на уровне родовых отношений или на уровне прямого властвования-подчинения, появляется потребность в моральной оценке такого взаимодействия.

До того вся логика справедливости укладывалась в простую схему: справедливость - это следованию заданному порядку вещей. Греки, впрочем, тоже во многом взяли на вооружение эту логику - учение мудрецов-основателей греческих полисов так или иначе сводилось к понятному тезису: «Справедливо только то, что есть в наших законах и обычаях». Но по мере развития городов эта логика заметно усложнилась и расширилась.

Итак, справедливо то, что не вредит другим и делается ради блага. Ну а поскольку естественный порядок вещей - объективное благо, то и следование ему есть база для любых критериев оценки справедливость.

Тот же Аристотель очень убедительно писал про справедливость рабства. Варвары природно предназначены физическому труду и подчинению, а потому очень даже справедливо, что греки - природой предназначенные к умственному и духовному труду, - делают их рабами. Потому что для варваров благо - быть рабами, даже если они сами этого не понимают по своей неразумности. Эта же логика позволяла Аристотелю говорить о справедливой войне. Война, которую ведут греки против варваров ради пополнения армии рабов, справедлива, так как восстанавливает естественное положение вещей и служит для блага всех. Рабы получают хозяев и возможность реализовывать свое предназначение, а греки - рабов.

Платон, исходя из той же логики справедливости, предлагал внимательно следить за тем, как дети играют, и по типу игры определять в социальные группы на всю оставшуюся жизнь. Те, кто играет в войну - стражники, их надо учить военному ремеслу. Тех, кто верховодит - в правители-философы, их надо учить платоновской философии. А всех остальных учить не надо - они будут работать.

Естественно, греки разделяли благо для отдельного человека и всеобщее благо. Второе - безусловно более важное и значимое. Потому за всеобщим благом всегда было первенство в оценке справедливости. Если нечто ущемляет других отдельных людей, но предполагает всеобщее благо - это безусловно справедливо. Впрочем, для греков здесь не было особенного противоречия. Всеобщим благом они называли благо для полиса, а города в Греции были небольшие, и не на уровне абстракции, а на вполне конкретном уровне предполагалось, что тот, чье благо ущемлено, ради блага всех - вернет его как член общины, с прибылью. Эта логика, разумеется вела к тому, что справедливость для своих (жителей твоего полиса) сильно отличалась от справедливости для чужих.

Сократ, который все запутал

Итак, греки разобрались с тем, что такое благо. Разобрались с тем, что такое естественный порядок вещей. Разобрались с тем, что такое справедливость.

Но был один грек, который любил задавать вопросы. Добродушно, последовательно и логично. Вы уже поняли, что речь идет о Сократе.

В «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонта есть удивительная главка" Разговор с Евфидемом о необходимости учиться«. Кончается эта главка следующими словами: «И многие, доведенные до такого отчаяния Сократом, больше не желали иметь с ним дела». Причиной отчаяния стали те самые последовательные вопросы, которые Сократ задавал молодому политику Евфидему о справедливости и благе.

Прочитайте этот блистательный диалог у самого Ксенофонта или, может, даже лучше, в изложении Михаила Леоновича Гаспарова. Впрочем, можете и прямо тут.

«Скажи: лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство - это справедливо?» - «Конечно, несправедливо!» - «Ну а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо?» - «Нет, пожалуй что, справедливо». - «А если он будет грабить и разорять их землю?» - «Тоже справедливо». - «А если будет обманывать их военными хитростями?» - «Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство - это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо».

«Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что, Евфидем: если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжет им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, - такая ложь будет несправедливой?» - «Нет, пожалуй что, справедливой». - «А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, - такой обман будет несправедливым?» - «Нет, тоже справедливым». - «А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдет или отнимет у него меч и кинжал, - что сказать о таком воровстве?» - «И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно; надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство - это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло».

«Очень хорошо, Евфидем; теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь?» - «Думаю, что знаю, Сократ; хотя почему-то уже не так в этом уверен». - «Так что же это такое?» - «Ну вот, например, здоровье - это благо, а болезнь - это зло; пища или питье, которые ведут к здоровью, - это благо, а которые ведут к болезни, - зло». - «Очень хорошо, про пищу и питье я понял; но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведет ко благу, то оно - благо, а когда ко злу, то оно - зло?» - «Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу?» - «А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением; здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели; чем же было здесь здоровье - благом или злом?»

«Да, вижу я, Сократ, что пример мой неудачный. Но, наверное, уж можно сказать, что ум - это благо!» - «А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину; на благо ли им их ум?» - «Тогда - красота, сила, богатство, слава!» - «Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, потому что красивые рабы дороже ценятся; сильные нередко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду; богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла».

«Ну, коли так, - уныло сказал Евфидем, - то я даже не знаю, о чем мне молиться богам». - «Не печалься! Просто это значит, что ты еще не знаешь, о чем ты хочешь говорить народу. Но уж сам-то народ ты знаешь?» - «Думаю, что знаю, Сократ». - «Из кого же состоит народ?» - «Из бедных и богатых». - «А кого ты называешь бедными и богатыми?» - «Бедные - это те, которым не хватает на жизнь, а богатые - те, у которых всего в достатке и сверх достатка». - «А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало?» - «Право, бывает! Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны незаконные поборы». - «Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков - к богачам?» - «Нет уж, лучше не надо, Сократ; вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю».

«Не отчаивайся! О народе ты еще подумаешь, но уж о себе и своих будущих товарищах-ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же все-таки лучше и какие хуже?» - «Думаю, Сократ, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных». - «А скажи: если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой не нарочно, то какой из них грамотней?» - «Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок». - «А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана!» - «Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать!»

Римляне. Справедливость есть право

Римляне тоже были озабочены проблемой справедливости. Рим хоть и начинался как небольшое поселение, но довольно быстро разросся до огромного государства, властвующего над всем Средиземноморьем. Греческая логика полисной справедливости тут уже не очень работала. Слишком много людей, слишком много провинций, слишком много разных взаимодействий.

Справиться с идеей справедливости римлянам помогало право. Отстроенная и постоянно достраиваемая система законов, которым подчинялись все граждане Рима. Цицерон писал, что государство - это сообщество людей, объединенных общими интересами и согласием по отношению к законам.

Юридическая система объединяла в себе и интересы общества, и интересы конкретных людей, и интересы Рима как государства. Все это было описано и кодифицировано.

Отсюда и право как исходная логика справедливости. Справедливо то, что правомерно. А реализуется справедливость через обладание правом, через возможность быть объектом действия права.

«Не тронь меня, я римский гражданин!» - гордо восклицал включенный в систему римского права человек, и те, кто хотел причинить ему зло, понимали, - вся мощь империи обрушится на них.

Христианская логика справедливости или Все опять усложнилось

«Новый завет» опять все немного запутал.

Во-первых, задал абсолютные координаты справедливости. Грядет Страшный суд. Только там будет явлена истинная справедливость и только эта справедливость имеет значение.

Во-вторых, твои добрые дела и справедливая жизнь здесь, на земле, могут как-то повлиять на то самое решение Высшего суда. Но эти дела и справедливая жизнь должны быть актом нашей свободной воли.

В-третьих, требование возлюбить ближнего как самого себя, заявленное Христом как главная моральная ценность христианства, это все-таки нечто большее, чем просто требование стараться не вредить или иметь расположение к благу. Христианский идеал предполагает необходимость воспринимать другого как самого себя.

Ну и, наконец, Новый завет отменил деление людей на своих и чужих, на достойных и недостойных, на тех, чье предназначение быть хозяином, и на тех, чье предназначение быть рабом: «По образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Послание к Колоссянам святого апостола Павла, 3.8)

Исходя из логики Нового завета, теперь все люди должны восприниматься равноправными субъектами справедливости. И ко всем должны применяться одинаковые критерии справедливости. А принцип «любви к ближнему» требует от справедливости большего, чем простое следование формальным критериям блага. Критерии справедливости перестают быть одинаковыми, для каждого они оказываются своими. А тут еще и Страшный суд в неизбежной перспективе.

В общем, все это было слишком сложно, требовало слишком много душевных и социальных усилий. К счастью, сама по себе религиозная логика позволяла воспринимать мир в традиционной парадигме справедливости. Следование традициям и предписаниям церкви надежнее ведут в царствие небесное, ибо это и есть и добрые дела, и справедливая жизнь. А все эти акты благой свободной воли можно опустить. Мы христиане и веруем в Христа (чтобы он там ни говорил), а те, кто не верует, - к тем наши критерии справедливости не подходят. В итоге христиане, когда было нужно, не хуже Аристотеля обосновывали справедливость любых войн и любого рабства.

Впрочем, сказанное в Новом завете так или иначе все равно оказывало свое влияние. И на религиозное сознание, и на всю европейскую культуру.

Не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Эти слова Христа из Нагороной проповеди - одна из формулировок универсальной моральной максимы. Примерно та же формула есть у Конфуция, в Упанишадах и вообще много где.

И именно эта формула стала отправной точкой для размышлений о справедливости в эпоху Просвещения. Мир усложнился, люди, говорящие на разных языках, верующие по-разному и в разное, занимающиеся разным, все активнее сталкивались друг с другом. Практический разум требовал логичной и непротиворечивой формулы справедливости. И нашел ее в моральной максиме.

Нетрудно заметить, что у этой максимы есть как минимум два очень разных варианта.

«Не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой».

«Поступай так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Первый назвали принципом справедливости, второй - принципом милосердия. Сочетание этих двух принципов решало проблему с тем, кого именно считать тем ближним, которого следует возлюбить (в Нагорной проповеди, именно второй вариант). А первый принцип давал основания для внятного обоснования справедливых действий.

Все эти размышления подытожил и вывел в категорический императив Кант. Впрочем, ему пришлось (так требовала последовательная логика его размышлений) немного изменить формулировку: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». Есть у автора знаменитых «Критик» и другой вариант: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Как Маркс все расставил на свои места и обосновал борьбу за справедливость

Но с этой формулой, в любой ее формулировке обнаружились большие проблемы. Особенно если выйти за рамки христианской идеи о высшем (божественном) благе и высшем судье. А что делать, если другие поступают как раз так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой? Что делать, если с тобой поступают несправедливо?

И еще. Люди очень разные, «что для русского здорово, то для немца карачун». Одни страстно хотят видеть святой крест на Святой Софии в Константинополе, а другим вообще нет до этого дела, одним жизненно важен контроль за Босфором и Дарданеллами, а другим важно найти где-то полушку на стопку водки.

И тут всем помог Карл Маркс. Он все разъяснил. Мир разделен на враждующие (нет, уже не города как у Аристотеля), а классы. Одни классы угнетенные, а другие угнетающие. Все, что делают угнетающие, - несправедливо. Все, что делают угнетенные, справедливо. Особенно если эти угнетенные - пролетариат. Потому что наука доказала, что именно пролетариат - есть высший класс, за которым будущее, и который представляет объективно благое большинство и логику прогресса.

Итак:

Во-первых, нет никакой справедливости для всех.

Во-вторых, справедливо то, что делается во благо большинства.

В-третьих, справедливо то, что объективно, непреложно (ср. объективные законы мироздания у Греков) и прогрессивно.

Ну и наконец, справедливо то, что во благо угнетенных, а значит, требует борьбы. Требует подавления тех, кто против, тех кто угнетает и стоит на пути прогресса

Собственно, марксизм стал на долгие годы главной логикой борьбы за справедливость. Да и до сих пор ей является. Правда с одним важным изменением. Из современной марксистской логики выпала справедливость для большинства.

Американский философ Джон Ролз создал теорию «справедливого неравенства», в основе которой «равенство доступа к основным правам и свободам» и «приоритет в доступе к любым возможностям тех, у кого меньше этих возможностей». Ничего марксистского в логике Ролза не было, скорее наоборот - это очевидно антимарксистская доктрина. Однако как раз сочетание формулы Ролза и марксистского подхода создало современные основания для борьбы за справедливость на уничтожение

Марксистская логика борьбы за справедливость основана на праве угнетаемых. Маркс рассуждал в категории больших групп и глобальных процессов, а угнетенным у него был пролетариат - логикой прогресса предназначенный быть большинством. Но если немного сместить фокус, то на месте пролетариата могут оказаться и любые другие угнетаемые маргинальные группы, которые не обязательно составляют большинство. И так из стремления Маркса добиться справедливости для всех вырастает борьба за права любых меньшинств, выворачивающая идеи немца из позапрошлого века наизнанку.

Многие посетители задаются нередко вопросом о том, сколько лет лежит Ленин в Мавзолее. При этом не менее любопытным вопросом является то, как удалось сохранить вождя революции практически в первозданном виде. На самом деле, есть довольно много видео о том, как моют Ленина в Мавзолее, однако при этом смена караула происходит не просто так. Охрана следит практически круглосуточно за тем, чтобы никто не попал внутрь. Вот только для чего?

Ленин – выдающаяся личность?

Владимир Ильич является исторически значимой фигурой, ведь, если бы в свое время не произошла Революция, то возможно мы бы до сих пор жили при царском режиме. В отличие от Сталина, Ленин не был столь противоречивой личностью, однако в его характере преобладали больше отрицательные черты, чем положительные. Именно поэтому у вождя революции не было друзей, только соратники, с которыми он выполнял свой замысел. Именно полное отсутствие сострадания к людям и побудило его вести борьбу против существовавшего в то время режима.

Тем не менее, Ленин в совершенстве владел ораторским искусством, благодаря которому он повел огромное количество людей за собой. Этот человек некоторых людей доводил до сумасшествия, а других неизменно восхищал. Поэтому архитектор Мавзолея работал над сооружением последнего места упокоения вождя с таким вдохновением.

Откуда появилась идея мавзолея и кто его спроектировал?

Сколько лет лежит Ленин в Мавзолее, известно, наверняка каждому человеку, который хоть раз интересовался историей данной постройки. Тело вождя было уложено в это строение в 1924 году, однако с того времени эта постройка несколько раз перестраивалась и совершенствовалась. Когда же был построен первый Мавзолей Ленина?

Самым первым был построен деревянный Мавзолей все в том же 1924 году, в том же году, как скончался и сам вождь.

Предпочтение было отдано архитектору Щусеву, хотя заявок было вполне предостаточно, и комиссия очень тщательно подходила к вопросу, кому же передать столь серьезный проект. Основная идея создания мавзолея возникла практически сразу, как только Ленин умер. Дело в том, что власть того времени хотела оставить тело этого великого человека нетленным как символ несокрушимости его деяний. Если бы не было революции, дальнейшая судьба страны сложилась бы совсем по другому сценарию.


Как «обслуживают» Ленина и почему его охраняют

О том, как выглядит Ленин в мавзолее, знают немногие, потому что попасть в настоящее время туда достаточно проблематично, и не потому, что этот объект тщательно охраняется. Часы работы мавзолея очень неудобные – только по будням с 10 часов утра до часу дня разрешается побывать внутри этого строения, но даже если у вас получится выбраться в этом время на Красную площадь, готовьтесь потратить немало времени в огромной очереди.

На самом деле, каждый год обслуживание тела Ленина обходится довольно дорого. Бальзамирование изначально обходилось в 12 тыс. евро за неделю работы. В настоящее время вопрос о том, как купают Ленина, остается открытым, так как правительство не настроено выставлять такой процесс на всеобщее обозрение.


По поводу того, почему вождя охраняют, существует много версий. Говорят даже, что при жизни Ленин заключил сделку с дьяволом, а его усыпальница создана по всем законам магии. Но все же охраняется мавзолей по той причине, чтобы никто не притронулся к телу, в которое вложено огромное количество бюджетных средств.

Был в прошлом и случай покушения на тело Владимира Ильича, после которого пришлось усилить охрану и обеспечить смену караула.


Споры: что говорит РПЦ, гуманисты и коммунисты?

Споры о том, стоит ли вообще в настоящее время держать мавзолей на содержании государства, продолжаются до сих пор. Коммунисты твердо стоят на том, что это памятник истории нашей страны, поэтому говорить о том, чтобы его убрать было бы все-равно что плюнуть в лицо тем, кто за эту страну сражался. Гуманисты разделились сейчас на два лагеря, одни говорят, что нужно похоронить достойно вождя и успокоиться, другие же рьяно стоят на том, что делать этого не следует.

Православная церковь заняла сторону первых гуманистов, так как по закону божьему необходимо после смерти человека предать его земле. Церковь утверждает, что в противном случае душа этого человека не сможет обрести покой, поэтому многие священники склоняются к мысли, что тело Ленина необходимо похоронить, а мавзолей закрыть.


На простой вопрос, где находится Ленин Владимир Ильич, вождь мирового пролетариата (вернее сказать, его бренное тело), может ответить каждый современный школьник: конечно же, в мавзолее, который стоит на Красной площади в городе Москве. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд. По некоторым данным, там обитает лишь часть останков великого руководителя коммунистов.

Возникновение идеи

Согласно историкам-коммунистам, эта мысль — не хоронить Ленина, а, забальзамировав, поместить его в особый саркофаг — родилась в рабоче-крестьянской среде, у рядовых членов партии большевиков. Официально на съезде эту мысль озвучил «всесоюзный староста» - Калинин. Известно, что Троцкий, как один из руководителей партии, был категорически против такого «кощунства», называя саму идею «безумием». А вдова вождя Крупская писала в 1924 о том, чтобы не устраивали Ленину после смерти всяческих памятников, так как он сам при жизни тяготился этим. Надежда Константиновна, безусловно, была категорически против мумификации тела Ильича.

Классовая религия

Нынешние историки считают, что идея сохранить останки вождя была придумана преемником Ленина — Сталиным. Корни ее — в желании иметь своеобразную религию одержавшего победу класса рабочих и крестьян, призванную выступить на замену поклонению Иисусу Христу. При этом, классовая религия позиционировала себя как некий языческий культ: объект поклонения - мумия обожествленного лидера, верховный жрец - генеральный секретарь партии большевиков. «Мощам» вождя придавалось особое значение: им должны были поклоняться массы. Так, Бухарин (один из идеологов революции) написал в одном из писем о иконах вождей и мощах Ильича. А Сталин говорил в связи с этим о символе веры для класса - марксизме.

Мавзолей сегодня

Как бы то ни было, помещение для мумифицированного тела Ленина было построено (кстати, с 1953 по 1961 год мавзолей назывался также именем Ленина-Сталина, в нем находилось тело еще одного вождя) в 1924, после смерти руководителя. В начале мавзолей - деревянный, затем — гранитный. Сам саркофаг находится ниже уровня площади, что соответствует, как оправдываются идеологи мумификации, христианским традициям. Сам же замысел создания сооружения несет в себе признаки гораздо более древних ритуалов: обычаи бальзамирования бытовали еще в Древнем Египте. Памятник архитектуры похож по своей форме на вавилонский зиккурат. Там и по сей день лежат бренные останки тела Владимира Ильича (по некоторым данным — только часть: череп, некоторые кости, всего десять процентов, все остальное заменено искусными мастерами бальзамирования). Ходят также слухи, частично подтвержденные документально, что прах вождя уже перезахоронен рядом с женой и с сестрой вождя. Верно ли это? И стоит ли заниматься перенесением останков Ленина? Так один из современных лидеров России Путин сказал о том, что русский народ сам решит, как с этим быть. История не терпит суеты.

Отношения