Триптих: что это в живописи? Значение слова триптих Является автором картины триптих

Модульная картина, придающая помещению особый стиль и колорит, является одним из самых востребованных элементов декоративного оформления квартир. Модульные полотна отличаются разнообразием сюжетов, палитрой, техникой исполнения, размером и количеством модулей. Если вы не знаете, на чем остановить свой выбор, обратите внимание на картину триптих, состоящую из трех сегментов, объединенных одной идеей и сюжетной линией. Триптих впишется в интерьер практически любой комнаты, создавая индивидуальную атмосферу и не перегружая лишними деталями.

Правила выбора модульной картины из трех частей

Подбирая модульную картину – триптих для интерьеров разных комнат, необходимо учесть следующие факторы:

  • цветовая гамма картины и ее сочетаемость с общим интерьером;
  • функциональные особенности помещения;
  • место на стене;
  • размер полотна;
  • расстояние между отдельными сегментами;
  • материал и способ изготовления картины.

Разновидности модульных картин – триптихов по способу изготовления

Картины-триптихи могут быть изготовлены одним из следующих методов:

  1. Фотопечать на холсте, текстиле или бумаге.
  2. Вышивка шелком и бисером.
  3. Инкрустация полудрагоценными камнями и крошкой - яшмой, малахитом, лазуритом, янтарем с элементами из дерева, кожи, металла.
  4. Живопись масляными, акварельными, акриловыми красками.

В числе самых распространенных – триптихи из одного или нескольких фото, защищенные от деформации и выгорания специальным составом. Сегменты могут быть расположены параллельно или со смещением и на разных уровнях.

Выбор сюжета и размещение картины

В зависимости от предпочтений обитателей квартиры и функциональной составляющей комнаты выбор сюжета может быть самым разнообразным.

Выбираем триптих для кухни

В малогабаритном помещении с низким потолком отлично смотрятся триптихи с узкими, прямоугольными, вертикально расположенными модулями. Визуально расширить пространство помогут прямоугольные, горизонтальные сегменты, расположенные на разных уровнях

Отличное место для картины-триптиха – стена над обеденным столом. Если стол находится в центре, триптих следует разместить на пустой стене, не закрытой предметами мебели.

Картина из трех модулей для спальни

Для спальни подойдет триптих в спокойных нежных тонах, на котором могут быть изображены:

  • неяркие, дышащие умиротворением пейзажи;
  • семейные фото;
  • фотографии животных;
  • садовые и полевые цветы;
  • виды ночных городов;
  • мифологические сюжеты.

Приверженцы восточного искусства по достоинству оценят триптихи в стиле старых и современных японских и китайских живописцев, изображающие скалистые острова, журавлей, цветущую сакуру, изящные мостики над водоемами с лотосами, приносящих благополучие и счастье карпов.

Триптих для зала

Гостиная, или зал, требует особого подхода к подбору картины. Чтобы не ошибиться с выбором, ознакомьтесь со следующими правилами:

  • Превосходный декор для просторной комнаты – большая картина-триптих с крупногабаритными сегментами квадратной или прямоугольной формы. Модули могут располагаться вертикально и горизонтально, параллельно и со смещением.
  • Для небольшой гостиной следует подобрать некрупное изображение с прямоугольными модулями, расположенными вертикально.
  • В гостиной в классическом стиле можно разместить триптих с флористическим мотивом, сюжетом из античной мифологии или реплику полотна одного из мастеров эпохи Возрождения.
  • Для эклектики подойдут самые разнообразные сюжеты, включая всевозможные пейзажи, портреты и фотопортреты, флористику, анимализм, полотна в абстрактном и сюрреалистическом стилях.

Среди картин, изображающих цветы, особенной популярностью сегодня пользуется триптих «Маки».

Интернет-магазины и сайты мастеров-художников предлагают огромный выбор триптихов на любой вкус – ландшафты разных стран мира и всех временах года, растения и животные, птицы и обитатели морских глубин, стилизованные человеческие фигуры.

Триптих в гостиной должен быть расположен на стене, противоположной входу.


Полотна голландского художника Иеронима Босха узнаваемы по фантастическим сюжетам и деликатным деталям. Одной из самых известных и амбициозных работ этого художника является триптих «Сад земных наслаждений», который уже более 500 лет вызывает споры у любителей искусства по всему миру.

1. Триптих назван по теме его центральной панели



В трёх частях одной картины Босх попытался изобразить весь человеческий опыт - от жизни земной до загробной. Левая панель триптиха отображает рай, правая – ад. В центре находится сад земных наслаждений.

2. Дата создания триптиха неизвестна

Босх никогда не датировал свои произведения, что усложняет работу искусствоведов. Некоторые утверждают, что Босх начал рисовать «Сад земных наслаждений» в 1490 году, когда ему было около 40 лет (его точный год рождения также неизвестен, но предполагается, что голландец родился в 1450). А окончена грандиозная работа была между 1510 и 1515 годами.

3. «Рай»

Искусствоведы утверждают, что райский сад изображён в момент создания Евы. На картине он выглядит как нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов.

4. Скрытый смысл


Некоторые искусствоведы считают, что средняя панель изображает людей, сошедших с ума за свои грехи, которые упускают свой шанс обрести вечность на небесах. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. Некоторые даже предположили, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».

5. Сад земных наслаждений = потерянный рай?

Довольно популярным толкованием триптиха является то, что он является не предупреждением, а констатацией факта: человек потерял верный путь. Согласно этой расшифровки, изображения на панелях нужно смотреть последовательно слева направо, а не считать центральную панель развилкой между адом и раем.

6. Тайны картины

Боковые панели триптиха с изображением рая и ада могут складываться, закрывая центральную панель. На внешней стороне боковых панелей изображена последняя часть «Сада земных наслаждений» - изображение Мира на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.

Поскольку это изображение по сути является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле, известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи, и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).

7. Сад земных наслаждений является одним из трех подобных триптихов, которые создал Босх

Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Каждый из них можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, современная жизнь и ее беспорядок, ужасные последствия в аду.

8. В одной из частей картины демонстрируется преданность Босха семье


О жизни нидерландского художника эпохи раннего Возрождения сохранилось очень мало достоверных фактов, но известно, что его отец и дед были также художниками. Отец Босха Антониус ван Акен был также советником Прославленного Братства Пресвятой Богородицы - группы христиан, которые поклонялись Деве Марии. Незадолго до начала работы над «Садом земных наслаждений» Босх последовал примеру своего отца и также вступил в братство.

9.Хотя триптих носит религиозную тематику, он не был нарисован для церкви

Хотя работа художника явно сделана на религиозную тематику, она была слишком странная, чтобы выставлять ее в религиозном учреждении. Гораздо более вероятно, что работа была создана для богатого покровителя, возможно члена Прославленного Братства Пресвятой Богородицы.

10. Возможно, картина была очень популярной в свое время

«Сад земных наслаждений» впервые упоминается в истории в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис отметил это необычное полотно в брюссельском дворце дома Нассау.

11. Слово Божье показано на картине двумя руками

Первая сцена показана в раю, где Бог, поднял правую руку, приводит Еву к Адаму. На панели «Ад» есть точно такой жест, но рука указывает умирающим игрокам на ад внизу.

12. Цвета картины также имеют скрытый смысл


Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет представляет страсть. Коричневый цвет символизирует ум. И, наконец, зеленый, который повсеместно встречается в «Раю», почти полностью отсутствует в «Аду» - он символизирует доброту.

13. Триптих намного больше, чем все полагают

Триптих «Сад земных наслаждений» на самом деле просто огромный. Размеры его центральной панели составляют около 2,20 х 1,89 метра, а каждой боковой панели – 2,20 х 1 метр. В развернутом состоянии ширина триптиха – 3,89 метра.

14. Босх сделал скрытый автопортрет в картине

Это всего лишь предположение, но искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что Босх изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части. Согласно этой интерпретации, художником является человек, туловище которого напоминает треснувшую яичную скорлупу, иронически улыбается, смотря на сцены ада.

15. Босх заработал репутацию сюрреалиста-новатора благодаря «Саду земных наслаждений»


До 1920-х годов, до появления поклонника Босха Сальвадора Дали, сюрреализм не был популярен. Некоторые современные критики называют Босха отцом сюрреализма, ведь он писал за 400 лет до Дали.

В продолжение темы таинственных картин мы расскажем про то, - самая загадочная из всех незнакомок.

). Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом. Триптих является разновидностью полиптиха, что обозначает работу из множества панелей или картин. Средняя работа как правило наибольшая, а по бокам располагаются две меньшие относящиеся к ней работы, хотя составляющие триптихи работы обычно равны по размерам.

Несмотря на то, что корень слова идёт от древнегреческого «triptychos», слово возникло в Средние века от древнеримского названия таблички для письма, которая имела две навесные панельки, примыкающие к центральной. Слово также могло использоваться для обозначения ювелирной подвески .

Эволюция

Форма триптиха пришла из раннего христианского искусства и в Средние века была популярным форматом для создания картин, вешаемых у алтаря . Географическая распространённость составляла от восточных византийских храмов до Британии на западе. Художники и скульпторы Ренессанса , такие как Ганс Мемлинг («Страшный суд » из Гданьска) и Иероним Босх тоже использовали эту форму искусства, а также этот термин употребляется в отношении малых литературных форм, в первую очередь стихов.

Начиная с готического периода и далее как в Европе, так и в других странах стены вокруг алтарей в церквях и соборах часто оформлялись триптихами. В Соборе Антверпенской Богоматери находятся два образца работы Рубенса , а в Соборе Парижской Богоматери есть другой образец архитектурного триптиха. Структура триптиха традиционна для церковных витражей .

Примеры

Хотя наиболее известен вид триптиха рядом с алтарём, не относящиеся к этой категории известные работы включают в себя произведения:

  • Благовещение и двое святых (Симоне Мартини)
  • Сад земных наслаждений (Иероним Босх)
  • Алтарь Портинари (Хуго ван дер Гус)
  • Воздвижение Креста (Питер Пауль Рубенс)
  • Портретные и автопортретные триптихи Фрэнсиса Бэкона , в частности, Три наброска к портрету Люсьена Фрейда

См. также

Напишите отзыв о статье "Триптих"

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Триптих

Отрывок, характеризующий Триптих

– Могу ли я взять их с собой «наверх», как ты думаешь?
– К сожалению – нет, – грустно ответила Стелла. – Они не могут пойти туда, они остаются здесь.
– Тогда мы тоже останемся... – прозвучал ласковый голос. – Мы останемся с ними.
Мы удивлённо обернулись – это была Мишель. «Вот всё и решилось» – довольно подумала я. И опять кто-то чем-то добровольно пожертвовал, и снова побеждало простое человеческое добро... Я смотрела на Стеллу – малышка улыбалась. Снова было всё хорошо.
– Ну что, погуляешь со мной ещё немножко? – с надеждой спросила Стелла.
Мне уже давно надо было домой, но я знала, что ни за что её сейчас не оставлю и утвердительно кивнула головой...

Настроения гулять у меня, честно говоря, слишком большого не было, так как после всего случившегося, состояние было, скажем так, очень и очень «удовлетворительное... Но оставлять Стеллу одну я тоже никак не могла, поэтому, чтобы обоим было хорошо хотя бы «посерединушке», мы решили далеко не ходить, а просто чуточку расслабить свои, почти уже закипающие, мозги, и дать отдохнуть измордованным болью сердцам, наслаждаясь тишиной и покоем ментального этажа...
Мы медленно плыли в ласковой серебристой дымке, полностью расслабив свою издёрганную нервную систему, и погружаясь в потрясающий, ни с чем не сравнимый здешний покой... Как вдруг Стелла восторженно крикнула:
– Вот это да! Ты посмотри только, что же это там за красота такая!..
Я огляделась вокруг и сразу же поняла, о чём она говорила...
Это и правда было необычайно красиво!.. Будто кто-то, играясь, сотворил настоящее небесно-голубое «хрустальное» царство!.. Мы удивлённо рассматривали невероятно огромные, ажурные ледяные цветы, припорошенные светло-голубыми снежинками; и переплёты сверкающих ледяных деревьев, вспыхивающих синими бликами при малейшем движении «хрустальной» листвы и высотой достигавших с наш трёхэтажный дом... А среди всей этой невероятной красоты, окружённый вспышками настоящего «северного сияния», гордо возвышался захватывающий дух величавый ледяной дворец, весь блиставший переливами невиданных серебристо голубых оттенков...
Что это было?! Кому так нравился этот холодный цвет?..
Пока почему-то никто нигде не показывался, и никто не высказывал большого желания нас встречать... Это было чуточку странно, так как обычно хозяева всех этих дивных миров были очень гостеприимны и доброжелательны, за исключением лишь тех, которые только что появились на «этаже» (то есть – только что умерли) и ещё не были готовы к общению с остальными, или просто предпочитали переживать что-то сугубо личное и тяжёлое в одиночку.
– Как ты думаешь, кто живёт в этом странном мире?.. – почему-то шёпотом спросила Стелла.
– Хочешь – посмотрим? – неожиданно для себя, предложила я.

В искусстве часто употребляется слово "триптих". Что это такое? Как отличить его от диптиха и полиптиха? Вы узнаете все это из этой статьи.

Слово triptychos в переводе с греческого языка означает "сложенный втрое". Это предмет, связанный с искусством, который состоит из трех элементов. Это могут быть картины, барельефы, фрески, гравюры и зарисовки, иконы. Элементы эти, как правило, объединены одной концепцией. У него есть альтернативное название — «складень». Вывод: триптих — это картина, состоящая из трех частей.

Отличие триптиха от полиптиха и диптиха

Полиптих в переводе с древнегреческого означает «состоящий из многих элементов, складок». То есть это полотно или картина, которая состоит из большого количества частей. Оно может варьироваться от двух и до бесконечности. Одним из его разновидностей и является триптих. Что это за полотна и какой след в искусстве они оставили, разберем дальше.

Существует еще один вид полиптиха — диптих. По аналогии можно понять, что это полотно, которое состоит из двух элементов. В Древней Греции и Риме так назывались таблицы для записей, которые являются прообразом современной записной книжки. Снаружи диптих был украшен рисунком, а с внутренней стороны делали пометки. На сегодняшний день это понятие означает фреску, гравюру, фотоколлаж, который состоит из двух частей. Они являются продолжением друг друга, объединены одной идеей.

Деятели искусства, которые применяли триптихи в творчестве

Триптих возник в эпоху зарождения христианства. В Средние века эту разновидность картин можно было увидеть у алтарей в церквях. Спустя время формат создания полотен и фресок стал популярным на территории от Византии до Британии.

Где именно мы можем встретить триптих? Что это в мире искусства? В этом формате свои шедевры создавали художники эпохи Возрождения. Ганс Мемлин — мастер из Гданська и его знаменитый триптих «Страшный суд». Также формат использовал художник Иероним Босх.

Триптих стал невероятно популярным в христианских храмах Европы в период расцвета готики. В этом формате декорировали стены окружающие алтарь.

Знаменитые триптихи

Одними из самых знаменитых работ является полотна, которые принадлежит кисти Рубенса. Ими можно насладиться в Соборе Антверпенской Богоматери. Еще один из самых знаменитых в мире триптихов можно наблюдать в Соборе Парижской Богоматери. Этот уникальный экземпляр относится к величайшим наследиям истории.

Ниже приведен список известнейших полотен, которые написаны в этом формате:

  • художник Симоне Мартини «Благовещение и двое святых»;
  • мастер Хуго ван дер Гус «Алтарь Портинари»;
  • художник Питер Пауль Рубенс «Воздвижение Креста».

Используется ли сегодня техника триптих? Что это может быть? На сегодняшний день эту техники используют при изготовлении модульных картин, фото, которыми украшают интерьер. В любом арт-салоне вы можете купить или заказать декор в формате триптих.

Картины могут быть написаны в любом жанре (пейзаж, портрет, натюрморт, абстракция). Триптих, или складень, может быть не только произведением искусства в жанре живопись и иконопись. Он также используется в архитектуре, в декоре интерьера и дизайна.

— что это Вы узнаете из нашей статьи))

Итак, архаичная книжка усовершенствовалась в картину

Дизайнеры стараются разнообразить декорированием жилые помещения, офисы.

На сегодня актуальный элемент в интерьере – полотна, состоящие из нескольких частей сливающихся в один сюжет. Такой неповторимый жанр в искусстве придает легкость картине, несмотря на ее большие размеры и целостность при фактической разъединенности. Этот вид картин носит название – , что в переводе означает – «сложенный вдвое». Греки и римляне так называли специальные, соединенные друг с другом таблички, которые были архаичными записными книгами. Изготавливали их из дерева, металлических пластинок и других материалов. Внутренние стороны служили для записей, внешние – покрывали различными украшениями. Эти книжки также содержали дополнительные листы, от количества которых, менялось название, три листа – , пять и более – .

В настоящее время – усовершенствовались в оригинальные картины. Их полотна изготавливают без рам, галерейным способом холст натягивают на подрамник, что выглядит красиво и эффектно. Такие составные картины не только предмет живописи, но и предмет интерьерного искусства. Решив купить картину из двух сегментов, интерьер вашего офиса, квартиры или рабочего кабинета станет более современным. Диптихи также отлично подходят для оформления не больших помещений – гостиной, кухни и прихожей. Такие произведения искусства изысканно смотрятся, а палитра их цветов удовлетворит любого ценителя.

Триптих – это композиция из трех рисунков, картин или гравюр разных по форме, но объединенных общей идеей, тематикой и цветовой гаммой. Обычно составляющие триптихи равных размеров, если же нет, тогда среднюю наибольшую работу располагают по центру, а две меньшие по бокам. Вешают их на расстоянии от 3 до 10 см друг от друга. Такой настенный декор существенно преобразит интерьер и передаст тонкость вкуса ее обладателя.

Удачным подарком для близкого человека станет квадриптих – это своего рода, так называемый хит в искусстве. Он состоит из четырех разных по размеру и форме сегментов, заказать картину в таком исполнении не сложно. Такое полотно усовершенствует каждый дом или офис. Чаще всего квадриптих используется в усадьбах и кабинетах. Ведь очаровательные , плавно переходят с плоскости одной картины на другую.

Среди настоящих ценителей изобразительного искусства, пользуются популярностью картины в стиле . Это полотно из пяти и более составляющих, также связанных одним замыслом и цветовой гаммой. Получается своеобразная фото история в результате комбинации разных снимков, собранных в одну картинку.

Благодаря своей уникальности, эти композиции картин смогут придать дому красоту, тепло и уют. Интересный ритм, динамика и цветовые решения станут недостающим акцентом. Ведь лишь собственными усилиями можно превратить дом в замечательное и уютное место.

Отношения