Тест "типы и стили речи". Тест по русскому языку на тему "стили речи" Тест по теме функциональные стили речи

Тест "Типы и стили речи"


I. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:
1. Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.
2. Эмоциональность, конкретность, простота речи.
3. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.
4. Образность, эмоциональность, конкретность.
5. Смысловая точность.

II. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?
1. Создание картин и образов.
2. Непосредственное повседневное общение.
3. Убеждение, воздействие на слушателя.
4. Точная передача информации.
5. Передача научных сообщений.

III. Определите жанры художественного стиля речи:
1. Письмо, беседа, записка.
2. Диссертация, конспект, доклад.
3. Очерк, фельетон, репортаж.
4. Резолюция, заявление, докладная записка.
5. Поэма, драма, рассказ.

IV. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?
1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.
2. Толстенный, сестрица, лгунишка.
3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники.
4. Довожу до вашего сведения, принять меры.
5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.

V. Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля?
1. Риторические вопросы.
2. Неполные предложения.
3. Сложные предложения.
4. Обращения к читателям.
5. Диалог.

VI .

1

2

Типы и стили речи

1. - 3)
2. - 4)
3. - 5)
4. - 2)
5. - 3)

VI . Разговорный 4, 6

Научный 1, 3

Художественный 2, 5

Разговорные слова: «ну и росище»

Термины: атмосферная влага, охлаждение, водяной пар

Метафоры: «видны алмазы»

(1)Роса – атмосферная влага, появляющаяся в виде водяных капель.(2) Когда в солнечное утро пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы.(3) Из-за охлаждения воздуха водяной пар оседает на объектах вблизи земли и превращается в капли воды.(4) Ну и росища нынче!(5) Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. (6)Все ноги промочишь, пока до леса дойдёшь.

1 .Из данных предложений вычлените три текста – разговорного, научного и художественного стиля. Укажите номера предложений.

Разговорный_____________________

Научный________________________

Художественный__________________

2 .Укажите отличительные особенности каждого стиля. Приведите из текстов примеры языковых средств, характерных для данного стиля.

I. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:

1. Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.
2. Эмоциональность, конкретность, простота речи.
3. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.
4. Образность, эмоциональность, конкретность.
5. Смысловая точность.

II. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?

1. Создание картин и образов.
2. Непосредственное повседневное общение.
3. Убеждение, воздействие на слушателя.
4. Точная передача информации.
5. Передача научных сообщений.

III. Определите жанры художественного стиля речи:

1. Письмо, беседа, записка.
2. Диссертация, конспект, доклад.
3. Очерк, фельетон, репортаж.
4. Резолюция, заявление, докладная записка.
5. Поэма, драма, рассказ.

IV. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?

1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.
2. Толстенный, сестрица, лгунишка.
3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники.
4. Довожу до вашего сведения, принять меры.
5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.

V. Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля?

1. Риторические вопросы.
2. Неполные предложения.
3. Сложные предложения.
4. Обращения к читателям.
5. Диалог.

Официально-деловой стиль речи 1 . Совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы отношений между органами государства, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, юридической деятельности, – это...
a) официально-деловой стиль
б) разговорная речь

в) научный стиль
г) публицистический стиль
2 . Совокупность языковых средств, используемых в административных актах, договорах, различной документации, – это ____________ подстиль официально-делового стиля.
a) канцелярский
б) юридический
в) политический
г) дипломатический
3 . К числу основных стилевых черт официально-делового стиля не относится...
a) отвлеченно-обобщенный характер
б) неличный характер общения и речи
в) предписующе-долженствующий характер
г) стандартизированность
4. Канцеляризмами являются слова...
а) нижеподписавшиеся
б) взимать
в) потребовать
г) агрессия
5. Какое словосочетание характерно для официально-делового стиля?
a) освободить от занимаемой должности
б) заседать два часа
в) давать деньги на семью
г) отправиться в поход
6 . В официально-деловом стиле широко употребляются

а) страдательные обороты (вопрос решен)
б) отымённые предлоги (в целях, в соответствии с)
7. В официально-деловых текстах не употребляются...
a) риторические вопросы
б) деепричастные обороты
в) причастные обороты
г) сложные предложения
8 . В официально-деловых текстах неуместно употребление предложно-падежной формы...
a) из-за болезни
б) в связи с болезнью
в) по причине болезни
г) вследствие болезни
9. Для официально-деловой речи характерны предложно-падежные формы...
а) для успешной учебы
б) на основании принятого решения
в) по линии сотрудничества
г) меры к работнику
10. Употребление предлога благодаря неуместно в словосочетании...
a) низкая производительность труда
б) внедрение новой технологии
в) помощь соседей
г) эффективная работа отдела
11. Языковые стандарты, готовые устойчивые обороты, являющиеся необходимыми элементами деловых бумаг, – это...
a) речевые клише
б) речевые штампы
в) фразеологизмы
г) крылатые слова
12 . К числу речевых клише относятся словосочетания...
а) без уважительной причины
б) занятия по расписанию
в) в установленном порядке
г) решили на собрании
13. Для текстов официально-делового стиля не характерно…
a) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его построения
б) частое употребление отглагольных существительных, существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по профессии
в) отбор языковых средств с установкой на доходчивость, доступность
г) точность формулировок, не допускающая иного толкования
14. Укажите правильный вариант официально-делового стиля:
a) настоящим ставим Вас в известность
б) лишён возможности принять участие
в) Вам нужно произвести платёж
г) товарищество с ограниченной ответственность «Колумб» гарантирует оплату
15. Найдите лишний пункт официально-деловой письменной речи.
a) нерегламентированный процесс записи информации

б) стандартизация и унификация языковых и текстовых средств
в) коммуникативная точность
г) широкое использование языковых формул
16. Официально-деловой стиль – сфера употребления:

а) словесно-художественное творчество

б) деловые бумаги

в) научные статьи

г) статьи в газетах и журналах

17 . Выделите строку с лексикой официально-делового стиля:

а) межнациональное согласие

б) зачетка, столовка

в) уведомление

г) веселый, единственный

д) небеса, лазурный

18 . Какой документ относится к информационно-справочным документам:

а) Распоряжение

б) Справка

в) Доверенность

г) Резюме

д) Заявление

19. Какой документ относится к частным деловым бумагам:

а) Автобиография

б) Отчет

в) Деловое письмо

г) Инструкция

д) Ходатайство

20. Доверенность является жанром стиля …

а) Публицистического.

б) Официально-делового.

в) Художественного.

г) Разговорного.

д) Научного.

Проверочная работа по теме

Язык. Общение. Стили речи”

Вариант 1.

Назовите виды общения:

устное и письменное;

устное и телефонное;

А. письмо 1) письменное общение

Б. говорение 2) устное общение

В. слушание

Г. чтение

Выберите признаки письменного общения:

выделение абзацев;

жесты;

темп и тон.

научный и устный;

разговорный и устный;

научный и разговорный;

разговорный и письменный.

Определите стили текстов.

научный стиль;

разговорный стиль;

художественный стиль.

А. На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. Как он был хорош! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю. Яковлев.)

Б. Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш дом задрожал. А потом разверзлись хляби небесные. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову.

В. Вода - бесцветная, легко подвижная, безвкусная жидкость. Она не имеет запаха.

Проверочная работа по теме

Язык. Общение. Стили речи”

Вариант 2.

Назовите виды общения:

устное и телефонное;

письменное и интернет-общение;

устное и письменное;

телефонное и интернет-общение

Какие виды речевой деятельности характеризуют письменное и устное общение? К буквам подберите соответствующие цифры.

А. письмо 1) устное общение

Б. говорение 2) письменное общение

В. слушание

Г. чтение

Выберите признаки устного общения:

возможность редактировать текст;

выделение абзацев;

жесты;

темп и тон.

Выберите вариант, в котором верно указаны названия стилей речи.

научный и устный;

художественный и устный;

разговорный и письменный;

разговорный и художественный.

Определите стили текстов. К буквам, стоящим около текстов, подберите соответствующие цифры:

разговорный стиль;

научный стиль;

художественный стиль.

А. Вода в озере чистая и прозрачная. Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетаются жёлтые и красные листья берёз и осин. Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде как на необыкновенном стекле. (К.Паустовский)

Б. Лампа служит для освещения помещений. Она имеет форму груши, её высота восемь сантиметров. Наружная часть стеклянная, только в самом верху металлическая резьба. На нижней выпуклой стороне - марка завода. Внутри к стеклянному столбику прикреплены четыре проволочки и пружина.

В. Что о воде можно сказать? Не можем мы без неё прожить. Да, больше двух дней вряд ли протянем. Очень она нам нужна. Очень.

Ключи к проверочной работе:

1

2

3

4

5

А

Б

В

Г

А

Б

В

Вариант 1

Вариант 2


Контрольная работа по теме «Стили речи» Вариант 1.




2. Выберите правильное определение
А.Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой.
В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
4. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?
А. общеупотребительная лексика
Б. разговорная лексика
В. терминологическая лексика
5. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?
А. официально-деловой
Б. разговорный
В. Публицистический
6. Какой стиль речи используется в СМИ?
А. публицистический
Б. разговорный
В. научный
7. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?
А. метафора
Б. сравнение
В. олицетворение

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того листья налились и пропитались солнцем, что к осени они стали золотыми. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут и качаются на паутинках.
Контрольная работа по теме «Стили речи» Вариант 2.
1. Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия.
А. Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность –
Б. Соответствие строгой форме, сжатость, стандартность –
В. Смысловая точность, объективность изложения, последовательность изложения, использование терминов –
Г. Логичность, оценочность, призывность, эмоциональность –
Д. Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи –
2. Выберите правильное определение.
А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.
Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.
В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста
3. Выберите правильное определение.
А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.
Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.
В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.
4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?
А. научный
Б. разговорный
В. публицистический
5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?
А. официально-деловой
Б. разговорный
В. публицистический
6. Какому стилю речи присуща призывность?
А. разговорный
Б. публицистический
В. официально-деловой
7. Какое это средство выразительности: «Веселый ветер»?
А. сравнение
Б. метафора
В. эпитет
8. Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.
Из-за леса наползала туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирало синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья, закружив, унёс вверх. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. Туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем.

Обучение