Город ленинград сообщение. Почему ленинграду присвоено звание город-герой. Город-герой Ленинград: история и фото

900 блокадных дней и ночей...

27 января 1944 года, памятная дата - день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.


К концу 1941 года линия фронта проходила всего лишь в нескольких километрах от города Ленина. Великий город на Неве оказался блокированным с суши и с моря. С 8 сентября поддерживать с ним связь можно было уже только по Ладожскому озеру и по воздуху.
Город-герой Ленинград.

Для обороны города был создан Ленинградский фронт. В его состав вошли советские войска, отходившие к Ленинграду. Их ряды пополнили трудящиеся города. Все ленинградцы защищали родной город. Сотни тысяч женщин несли противовоздушную службу, тысячи детей вместе со взрослыми уничтожали зажигательные бомбы. Совместными усилиями войск и жителей города враг был остановлен. Началась долгая осада города.

В обороне города активно участвовал Краснознамённый Балтийский флот. Его корабли занимали артиллерийские позиции на Неве.

Десятки батарей морских орудий, снятых с кораблей, расположились на высотах вокруг Ленинграда. Орудие легендарного крейсера «Аврора», залп которого возвестил 7 ноября 1917 года о начале штурма Зимнего дворца,
также стояло на Пулковских высотах. Часто в сводках Советского информбюро появлялись сведения о затопленных советскими подводниками вражеских кораблях. За этими лаконичными сведениями скрывались настоящие подвиги…
…Лодка «Комсомолец» должна была прорваться из Ленинграда в Балтику через минные поля под обстрелом батарей врага, расположенных в Петродворце.

Шесть раз её атаковали самолёты, пятнадцать - катера, забрасывая глубинными бомбами. Фашистские береговые батареи выпустили по лодке сотни снарядов. Но вот в глазок перископа командир корабля увидел немецкий транспорт с танками под брезентом. Водоизмещение примерно 10 000 тонн! Донеслись два взрыва, и вражеский корабль скрылся под водой. Так открыла свой боевой счёт подводная лодка «Комсомолец».

Потерпев неудачу в попытках штурмом овладеть Ленинградом, фашисты решили взять город измором, постепенно уничтожив всех - войска и жителей. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжёлая и сверхтяжёлая артиллерия повела ожесточённый, варварский обстрел жилых кварталов города. В Ленинграде создалось исключительно трудное положение.

Из-за блокады прекратился подвоз продовольствия. В ноябре 1941 года паёк был снижен до 250 г хлеба
в день для рабочих и 125 г для детей, иждивенцев и служащих. Другие продукты по карточкам почти не выдавались. Бойцы получали немногим больше, чем жители города.

Наступила холодная осень. Ленинградцы голодали, мёрзли, умирали от истощения, переносили невыносимые невзгоды, но дух города не был сломлен. Рабочие не покидали цехов заводов, работники науки и культуры продолжали свою деятельность, стремились сохранить бесценные научные и художественные богатства великого города. Близилась зима. Ладожское озеро вот-вот должно было замёрзнуть. Гитлеровцы злорадствовали: закрытие водного пути совсем лишит город снабжения, наступит голод, смерть…

Однако, враг и здесь просчитался. Озеро замёрзло, но снабжение города не прекратилось. Советские люди проложили по ещё слабому, неокрепшему льду автомобильную дорогу. Отважные шофёры повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбёжками, машины с продуктами и боеприпасами. Ленинградцы назвали её «дорогой жизни». Сотни тысяч женщин и детей были вывезены по этой дороге в тыл страны. Советский народ заботился о городе-герое. Со всех концов страны ему слали помощь.

7 симфония Шостаковича в осаждённом городе

В ноябре наши войска под Ленинградом перешли в наступление. Ударив с двух направлений, они разгромили несколько вражеских дивизий. Это немного улучшило положение города. Зимой 1941/2 года гитлеровцы больше уже не пытались здесь наступать. Однако осада города Ленина продолжалась ещё целый год. Но вот в январе 1943 года советские войска начали наступление навстречу друг другу вдоль побережья Ладожского озера.

Все фотографии.

Ленинград 1942-2009. Невский проспект. Блокада

Ленинград 1941-2009. Невский проспект. Елисеевский магазин

Ленинград 1942-2009. Невский проспект. Дом Энгельгардта

Ленинград 1942-2009. Лиговский проспект-107

Ленинград 1941-2009. угол Невского-Марата. Дети и неразорвавшаяся бомба

Ленинград 1941-2009. Пл. Островского у Публичной библиотеки. Транспортировка газгольдера для аэростата

Ленинград 1941-2009. Канал Грибоедова

Ленинград 1941-2009. Медный всадник

Ленинград 1942-2009/ Невский, 174. Троллейбусы

Ленинград 1942-2009. Невский проспект-улица Маяковского

Ленинград 1941-2009. Невский проспект-площадь Восстания. Жертвы первых обстрелов

Ленинград 1942-2009. Набережная Мойки, 1. Дом Адамини

Ленинград 1941-2009. Невский проспект-Литейный проспект. Дети у магазина ТЭЖЭ

Ленинград 1942-2009. Невский 174. Попадание бомбы в школу

Ленинград 1945-2009. Аничков сад. Выкапывание из земли коней Клодта перед установкой их на свое место

Ленинград 1943-2009. Литейный проспект. Легкий танк БТ-5 направляется к месту боевых действий

Ленинград 1942-2009. Лиговский проспект-Разъезжая улица

Ленинград 1941-2009. Зенитный расчет на Университетской набережной.

Ленинград 1941-2009. Невский проспект-Садовая улица. У водоразборной колонки

Ленинград 1942-2011. Звенигородская улица. У водоразборной колонки.

Ленинград 1941-2009. Невский проспект-площадь Восстания. Жертвы первых обстрелов. Фото Д.Трахтенберг

Ленинград 1941-2009. Исаакиевская площадь. Транспортировка газгольдеров для аэростатов

Ленинград 1941-2009. Невский 34. Одна из надписей на опасной от обстрела стороне улицы

Ленинград 1941-2009. Исаакиевская площадь. Памятник императору Николаю I укрытый от повреждений

Ленинград 1941-2009. Площадь Декабристов. Медный всадник укрытый от повреждений

Ленинград 1942-2009. Невский 68. Дом был разрушен снарядом и восстановлен к 1947 году. Теперь опять разрушен.

Ленинград 1941-2009. Казанский собор. Ясли на прогулке.

Ленинград 1941-2009. Дворцовая площадь. Юные защитники города.

Ленинград 1942-2009. Марсово поле. Зенитчики на защите ленинградского неба.

Ленинград 1942-2009. Марсово поле. Зенитчики на боевом посту.

Ленинград 1941-2009. Дворцовая площадь. Тяжелый танк КВ-1

Ленинград 1941-2009. Дворцовая площадь. Юные победители

Ленинград 1945-2009. Дворцовая площадь. Встреча победителей

Ленинград 1941-2009. Арка Главного Штаба. Тяжелый танк КВ-1

Ленинград 1942-2009. Невский-8. Одна из надписей на опасной стороне улицы

Ленинград 1944-2009. Невский-7. Приказ войскам Ленинградского фронта о снятии блокады

Ленинград 1941-2009. Площадь Ломоносова. Воздушная тревога

Ленинград 1942-2009. Мост Ломоносова-Чернышев

Ленинград 1942-2009 Московский-81. Баррикада

Ленинград 1943-2013. Ивановская, 9. Разрушенный дом 1940 года постройки

Ленинград 1943-2009. Ивановская-9. Разрушенный дом

Ленинград 1944-2009. Московский 208. Подготовка к наступлению. За послевоенными постройками проглядывает Дом Светов

Ленинград 1942-2009. Московская площадь.Тяжелый танк КВ-1 на боевой позиции

Ленинград 1942-2009. Московская площадь.Тяжелый танк КВ-1 на боевой позиции. Подготовка к бою

Ленинград 1941-2009. Петроградская сторона. У мечети

Ленинград 1941-2009. Выборгская сторона. Площадь Калинина

Ленинград 1941-2009. Выборгская сторона. Ополченцы на площади Калинина

Ленинград 1941-2010. Угол Загородного проспекта и Звенигородской улицы.Части народного ополчения уходят на фронт

Ленинград 1941-2009. Адмиралтейские верфи. Ополченцы у Старокалинкина моста

Ленинград 1941-2009. Адмиралтейские верфи. Подготовка ополченцев у Старокалинкина моста

Ленинград – колыбель пролетарской революции 1917 года, был особым городом для СССР, поэтому в планах гитлеровского командования было полное его уничтожение и истребление населения. Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1041 г. Численное превосходство изначально было на стороне противника: почти в 2,5 раза больше солдат, в 10 раз – самолетов, в 1,2 раза – танков и почти в 6 раз – минометов. В итоге 8 сентября 1941 г. года гитлеровцам удалось захватить Шлиссельбург и таким образом, взять под свой контроль исток Невы. В результате Ленинград был блокирован с суши (отрезан от Большой земли).

С этого момента началась печально известная 900-дневная блокада города, продолжавшаяся до января 1944 г. Несмотря на начавшийся ужасный голод и непрерывные атаки врага, в результате которых погибли почти 650 000 жителей Ленинграда, они показали себя настоящими героями, все свои силы направлявшими на борьбу с фашистскими захватчиками.

Примечательными фактами в истории военной летописи города на Неве стали следующие цифры: более 500 тысяч ленинградцев выходили на работы по строительству оборонительных сооружений; ими были построены 35 км баррикад и противотанковых препятствий, а также более 4 000 дзотов и дотов; оборудовано 22 000 огневых точек. Ценой собственного здоровья и жизней мужественные ленинградцы-герои дали фронту тысячи полевых и морских орудий, отремонтировали и выпустили с конвейера 2 000 танков, изготовили 10 млн. снарядов и мин, 225 000 автоматов и 12 000 минометов.

Первый прорыв блокады Ленинграда произошел 18 января 1943 г усилиями войск Волховского и Ленинградского фронтов, когда между линией фронта и Ладожским озером был образован коридор 8-11 км шириной. А через год Ленинград был полностью освобожден. 22 декабря 1942 г. Указом Президиума ВС СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой удостоились около 1,5 млн. защитников города. Впервые городом-героем Ленинград был назван в приказе Сталина от 1 мая 1945 г. В 1965 году это звание ему было присвоено официально.

Трагическим событиям 1941-44 гг. в городе на Неве посвящено множество памятников и монументов. 9 мая 1975 г, в честь 30-летия Победы в Великой отечественной войне, был открыт Мемориал героям - защитникам Ленинграда. Он представляет собой территорию, площадью 1200 кв. м, с величественным гранитным обелиском в центре разорванного кольца, внутри расположены скульптурные композиции «Защитники города», «Блокада». В подземной части размещен музей, содержащий вещественные экспонаты и документы, отражающие подвиг мужественных защитников Ленинграда и его жителей во время войны.


Скорбным памятником, посвященным ленинградцам - жертвам войны, является Пискаревское кладбище, торжественное открытие которого состоялось 9 мая 1960 г. Монумент «Родина – мать» - его центральная фигура. Он представляет собой величественную фигуру женщины с гирляндой из дубовых листьев в руках, оплетенных траурной лентой. Так «Родина – мать» оплакивает своих героев. Частью Пискаревского кладбища стала и траурная стелла с горельефами, изображающими эпизоды из жизни и борьбы героев города Ленинграда.

Звание Города-Героя Ленинграду было присвоено в 1965 году. А через 20 лет, 8 мая 1985 года, в ознаменование 40-летия Победы на самой большой площади Ленинграда – Площади Восстания установлен обелиск «Городу-Герою Ленинграду». Представляет собой вертикальный гранитный монолит общей высотой 36 метров, украшенный бронзовыми горельефами и увенчанный «Золотой Звездой Героя». В нижней части обелиска установлены овальные горельефы, на которых изображены основные моменты героической обороны Ленинграда - «Блокада», «Тыл - фронту», «Атака», «Победа». На декоративном картуше Орден Ленина и надпись - «Городу-Герою Ленинграду». Это второй по величине гранитный монолит в Санкт-Петербурге после Александровской колонны на Дворцовой площади.


В 1965-1968 годах создан комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград, известный как «Зелёный пояс Славы». Общая протяжённость Зелёного пояса Славы составляет свыше 200 км и включает в себя зелёные насаждения, внутри которых находятся 26 монументов. Дополнительно девять памятников установлены на Ораниенбаумском плацдарме и семь памятников на Дороге жизни. Состоит из Большого и Малого блокадного кольца. На бывшей линии фронта расположено свыше 80 памятников, обелисков, стел и других сооружений, объединённых в мемориальные комплексы. Символическим центром «Зелёного пояса Славы» является монумент «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы.

Одним из самых ярких памятников этого комплекса них является «Разорванное кольцо» - мемориал на западном берегу Ладожского озера. Эта скульптура в виде двух, согнутых полукругом железных арок, была открыта в 1966 г. Она символизирует кольцо, в которое был взят город врагом, а разрыв между арками – «дорогу жизни» по Ладожском озеру.

Другим мемориалом Зеленого пояса славы, воздвигнутым в память о тех трагических годах, является «Цветок жизни» во Всеволжском районе Ленинградской области. Скульптура, изображающая цветок, была открыта в 1968 г. и посвящена погибшим детям блокадного города. На каждом лепестке изображено лицо улыбающегося мальчика и слова: «Пусть всегда будет солнце».

В августе 1941 года, финская армия, проведя успешное наступление в районе северной Ладоги, перерезала Кировскую железную дорогу, Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера и Волго-Балтийский путь в районе реки Свирь. В последних числах августа германские войска захватили станцию Мга в 50 км восточнее Ленинграда, а 8 сентября 1941 года немцы захватили город Шлиссельбург на берегу Ладожского озера. Была перерезана последняя железная дорога, связывавшая город с остальной территорией СССР. Кольцо блокады вокруг Ленинграда замкнулось. Единственным наземным путем, по которому шло снабжение города, стала транспортная магистраль через Ладожское озеро, известная как Дорога Жизни. В период чистой воды снабжение происходило водным транспортом, в период ледостава, через озеро работала авто-гужевая дорога. От западного побережья Ладоги, контролируемого осажденными войсками Ленинградского фронта по Ириновской железной дороге грузы доставлялись непосредственно в Ленинград. Параллельно железной дороге проходила автомобильная.

В память о событиях тех лет, в городе Всеволожске, через который проходила Дорога Жизни на Румболовской горе в 1967 году установлен мемориал. Памятник очень выразителен - большие, устремлённые ввысь листья дуба, лавра и желудь возле них, как символы силы, славы и продолжения жизни. В 2012 году там же установлена бронзовая скульптура в натуральную величину грузовика «Газ-АА» с надписью «Памяти машины-солдата».

Одним из памятников «Зелёного пояса Славы» является мемориал «Катюша». Сооружен в 1966 году, на возвышенности рядом с деревней Корнево Всеволожского района. Здесь располагались части зенитной артиллерии, которые защищали Дорогу жизни от вражеской авиации. Представляет собой пять 14-метровых стальных балок, установленных на бетонном основании под углом к горизонту, и символизирует собой машину реактивной артиллерии, носившую среди солдат прозвище «Катюша». Рядом - стела с памятной надписью. Архитектором памятника был Л. В. Чулкевич, который во время блокады командовал автоколонной и доставлял по этой трассе продовольствие и боеприпасы. За этот проект он получил премию ВЛКСМ.

Еще один памятник «Зелёного пояса» «Ижорский таран» находится в Колпино. Установлен в 1967 году, на переднем крае обороны Ленинграда. Состоит из двух вертикальных железобетонных балок и одной горизонтальной, направленной острием в сторону, где находились позиции врага. Посвящен бойцам Ижорского батальона Ленинградского фронта. Рядом установлено 85 мм зенитное орудие.


Огромную роль в деле обороны Ленинграда сыграл Ораниенбаумский плацдарм (еще известен как Приморский плацдарм или Малая земля). Представлял собой участок суши, прилегающий к финскому заливу длиной 65 км и глубиной 25 км от береговой линии к западу от Ленинграда. Плацдарм от Ленинграда отделяли части 18-й немецкой армии. Западная точка плацдарма - на реке Воронке - являлась самой западной точкой СССР, не занятой войсками вермахта.

В сентябре 1941 года войска 8-й армии при поддержке корабельной и береговой артиллерии Балтийского флота остановили немецкое наступление в районе Керново-Петергоф. Однако попытка советской 8-й армии, одновременно с встречным ударом 42-й армии из Ленинграда (Стрельнинско-Петергофская операция 5-10 октября 1941), установить прямое сообщение с городом, не удалась. Потерпев неудачу, советские войска перешли к устойчивой обороне. Этот небольшой анклав советских войск более чем за два года войны немцам так и не удалось ликвидировать. Благодаря Ораниенбаумскому пятачку, советским силам удалось сохранить контроль над частью акватории Финского залива, прилегающей к Ленинграду и создавать напряжённость в тылу немецких войск. Именно с Ораниенбаумского плацдарма 14 - 30 января 1944 года началась Красносельско - Ропшинская операция (еще известная как «Январский гром»), результатом которой было полное снятие блокады Ленинграда от немецких войск.

Огромный героизм и стойкость ленинградцев проявились во время Великой Отечественной войны. Почти 900 дней и ночей в условиях полной блокады города жители не только удержали город, но и оказали огромную помощь фронту. В результате встречного наступления Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано, но только 27 января 1944 года блокада города была полностью снята (подробнее см. Блокада Ленинграда).


По-разному и о разном рассказывают монументы славного города и памятники, названия улиц, площадей, набережных. Многие из них подобны шрамам, оставшимся от суровых испытаний и кровопролитных сражений. События того времени отодвинулись от нас на десятилетия, у детей родившихся после войны, давно свои дети, растет второе поколение, для которого ленинградская блокада – это книги, кинофильмы, рассказы старших. Время, однако, не гасит живого чувства человеческой благодарности к тем, кто жизнью своей преградил путь в город фашистским полчищам. Рассекая небо, поднялся на въезде в город, в его южных парадных воротах, четырехгранный обелиск, по сторонам которого, как современники наши, наших внуков и правнуков, застыли бронзовые фигуры героических участников легендарной обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; сотни тысяч советских людей своим трудом или своими средствами приняли участие в его сооружении. Превратилось в 220- километровый пояс Славы, оделось в гранит и бетон монументов, мемориалов огненное, несжимаемое кольцо блокады: у Пулкова и Ям- Ижоры, у Колпина, на Пулковских высотах, в районе Лигова и бывшего Урицка, по границам Ораниенбаумского «пятачка», на Невском «пятачке» застыли, подобно бессмертным часовым, в почетном карауле обелиски, стелы, памятные знаки, скульптуры, вознесенные на пьедесталы орудия и боевые машины. Вдоль Дороги жизни от Ленинграда до Ладожского берега выстроились памятные путевые столбы. Вечные огни пылают на Пискаревском и Серафимовском кладбищах.

Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно–морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и непрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет в заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города»

Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолётов. Вместе с немцами на Ленинград наступали: армия белофиннов, «Голубая дивизия» из фашисткой Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии, набранные из фашистских прихвостней. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз. В помощь советским войнам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты.

В оккупированных районах Ленинградской области создавались подпольные группы и партизанские отряды, куда шли отважные люди, готовые на любые жертвы во имя Родины.


Гитлер собирался с ходу стереть город с лица земли, но профессиональная военная машина столкнулась с яростным сопротивлением ленинградцев. За период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено 102520 зажигательных и 4655 фугасных авиабомб. Из строя было выведено 840 промышленных предприятий, более 10 тысяч жилых зданий. За время блокады от голода умерло свыше 640 тысяч ленинградцев.


Чтобы не отдать город врагу, потребовались нечеловеческие усилия. В Ленинграде была создана армия народного ополчения численностью 130 тысяч человек. Тысячи ленинградцев вступили в партизанские отряды. Строительство оборонительных рубежей развернулось на фронте протяжением 900 километров и велось под Псковом, Лугой, Новгородом, Старой Руссой, на Карельском перешейке. На ближних подступах к Ленинграду создавалась система круговой обороны, которая состояла из нескольких оборонительных поясов. Свыше 500 тысяч жителей участвовали в строительстве оборонительных сооружений. В городе было построено больше 4 тысяч дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысяч огневых точек, на улицах возвели 35 километров баррикад и противотанковых препятствий.


Когда план по быстрому захвату города провалился, германское руководство решило бомбить город и ослабить его путем блокады. С 20 ноября 1941 года рабочие стали получать по продовольственным карточкам 250 граммов хлеба в день, все остальные – по 125 граммов. Несмотря на столь скудное питание и непрекращающиеся бомбежки, город стоял до конца. Рабочие за время блокады изготовили и отремонтировали 2 тысячи танков, полторы тысячи самолетов, тысячи морских и полевых орудий, изготовили 225 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов, свыше 10 миллионов снарядов и мин.



Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его.

30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».


Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».



Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печурка-«буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Рукикоченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.




Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

«Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунину, заслуженную учительницу РСФСР, — вспоминает блокадница, Ольга Николаевна Тюлева, — было ей уже за 60 лет. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном темном платье, белоснежном воротничке и такой же подтянутости требовала от нас, школьников. Я смотрела на нее и думала: Вкакую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу. Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу – в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком».



В январе 1944 г. героическими усилиями войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов при тесном взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской военными флотилиями блокада была снята.




12 января. 9.30. Начало операции "Искра". Вот она, минута, которой так ждали! Небо над Невой прорезали огненные полосы залпа 14 дивизионов гвардейских минометов – «катюш». Грянула артиллерия: с правого берега Невы около 1900 орудий и крупнокалиберных минометов – по 144 на километр прорыва и 2100 с Волховской стороны – по 160 на километр. Шли упорные бои. И только через две недели, в ночь на 6 февраля, по проложенной в рекордно короткий срок железной дороге Шлиссельбург – Поляны прошли первые поезда. Фашисты еще просматривали с Синявинских высот коридор, пробитый в блокадном кольце, яростно, с остервенением обстреливали буквально каждый шедший по новой дороге поезд, но сухопутная связь осажденного города с Большой землей все равно уже была восстановлена.


Город-герой
Даты указов
1. 08.05.1965

Санкт-Петербург (с 18 августа 1914 по 26 января 1924 - Петроград; с 26 января 1924 по 6 сентября 1991 - ) - город федерального значения на северо-западе Российской Федерации, важнейший после Москвы экономический, промышленный, научный и культурный центр, крупный транспортный узел. Административный центр Ленинградской области и Северо-Западного федерального округа, центр Санкт-Петербургской городской агломерации.

Город основан 16 (27) мая 1703 года Петром I. Этим днём датируется закладка царём-реформатором Петропавловской крепости - первого здания города в устье реки Невы на Заячьем острове.

Новая крепость своими орудиями должна была перекрывать фарватеры по двум наиболее крупным рукавам дельты реки - Неве и Большой Невке. В следующем, 1704 году для защиты морских рубежей России на острове Котлин была основана крепость Кронштадт.

До закладки Петропавловской крепости на территории современного города располагались, например, такие поселения, как Автово, Стрельна и Ниеншанц. Последнее находилось при впадении в Неву реки Охты и было (по правому берегу Невы) окружено посадом - поселениями людей, обслуживавших нужды крепости.

Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу. Здесь, на стрелке Васильевского острова, напротив Петропавловской крепости, был основан первый торговый порт Санкт-Петербурга.

С 1712 по 1918 год город являлся столицей Российской империи (за вычетом времени правления Петра II, когда статус столицы в 1728-1732 годах ненадолго вернулся к Москве) и резиденцией Российских императоров.

В 1719 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в России публичный музей - Кунсткамера, в 1724 году основана Петербургская академия наук, первая российская газета также начала выпускаться здесь.

В Санкт-Петербурге произошло декабрьское восстание 1825 года. В 1837 году была открыта первая российская железная дорога Санкт-Петербург - Царское Село (ныне город Пушкин). Здесь начались Первая русская революция 1905-1907 годов, Февральская и Великая Октябрьская социалистическая революции 1917 года.

В годы Великой Отечественной войны город выдержал более чем двухлетнюю блокаду немецко-фашистскими войсками.

Военно-политическое руководство нацистской Германии намеревалось стереть Ленинград с лица земли, истребить население и тем самым ликвидировать «колыбель пролетарской революции».

Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1941 года. Враг имел превосходство над советскими войсками по личному составу в 2,4 раза, орудиям - в 4, миномётам - в 5,8, танкам - в 1,2, самолётам - в 9,8 раза, но ему не удалось сходу ворваться в Ленинград.

8 сентября 1941 года противник захватил Шлиссельбург. Ленинград был отрезан от Большой земли. Началась блокада города на Неве, которая продлилась 872 дня.

Ленинградцы, как и все советские люди, вместе с воинами Красной Армии поднялись на защиту своей Родины, своего города: создали армию народного ополчения численностью 130 тысяч человек. Тысячи ленинградцев вступили в партизанские отряды. Свыше 500 тысяч жителей возводили оборонительные рубежи. В городе было построено свыше 4 тысяч дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. С 4 сентября 1941 года начались массированные бомбардировки и обстрелы города. За период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено 102 520 зажигательных и 4655 фугасных авиабомб. Из строя было выведено 840 промышленных предприятий, более 10 тысяч жилых зданий.

С 20 ноября 1941 года рабочие стали получать по продовольственным карточкам 250 граммов хлеба в день, все остальные - по 125 граммов. В городе начался голод. За время блокады умерло свыше 640 тысяч ленинградцев.

В тяжёлых условиях зимы 1941/1942 годов по льду Ладожского озера стала действовать военно-автомобильная Дорога жизни. В первую блокадную зиму по ней в Ленинград было доставлено свыше 360 тысяч тонн грузов, что несколько улучшило снабжение города продуктами и вооружением.

Трудящиеся города за время блокады изготовили и отремонтировали 2 тысячи танков, полторы тысячи самолётов, тысячи морских и полевых орудий, изготовили 225 тысяч автоматов, 12 тысяч миномётов, свыше 10 миллионов снарядов и мин. 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду. Между Ладожским озером и линией фронта был образован коридор шириной 8-11 километров, а через 17 суток по нему были проложены железная и автомобильная дороги.

Расчёты немецко-фашистского командования на захват города провалились. В январе 1944 года героическими усилиями войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, при тесном взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской военными флотилиями блокада была окончательно разбита.

За проявленные отвагу и геройство защитников города 486 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе восемь человек - дважды. 350 тысяч солдат, офицеров и генералов награждены орденами и медалями.

Указом Президиума Верховного Союза СССР от 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждены около 1,5 миллиона человек. Девятисотдневная защита осаждённого города - легендарная повесть мужества, вызвавшая удивление и восхищение современников, навсегда останется в памяти грядущих поколений.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1945 года за мужество и отвагу в условиях блокады и борьбы против фашистских захватчиков город Ленинград награждён орденом Ленина.

Сила мысли