Монолог о дружбе (Константин Аверьянов (Самара)). Главы и разделы в книгах



А верьянов Константин Антонович - заместитель командира эскадрильи 7-го гвардейского штурмового авиационного полка (230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), гвардии лейтенант.

Родился 25 сентября 1922 года в деревне Студенец Кстовского района Нижегородской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В 1934 году семья переехала в город Дмитров Московской области. В 1938 году окончил Дмитровскую неполную среднюю школу N 5. Продолжил образование в Деденевской средней школе. Занимался в Дмитровском и Московском аэроклубах.

В Красной Армии с 1940 года. В 1942 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов, после окончания которой был направлен в запасной авиационный полк под Пензу, а оттуда для прохождения дальнейшей службы на Куйбышевский авиационный завод. Перегонял самолеты ИЛ-2 на фронт. Непосредственно на фронте с марта 1943 года.

Заместитель командира (он же штурман) эскадрильи 7-го гвардейского штурмового авиационного полка 230-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта гвардии лейтенант Аверьянов к июлю 1944 года произвёл 117 боевых вылетов, уничтожил 19 танков, 5 самолетов, 7 железнодорожных эшелонов, 5 барж, 2 катера, 11 складов с боеприпасами, много живой силы противника.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии лейтенанту Аверьянову Константину Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4528).

К концу войны штурман 7-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии капитан Аверьянов совершил 176 боевых вылетов.

После войны продолжал службу в военно-воздушных силах. Участвовал в воздушных парадах 24 июня 1945 и 9 мая 1946 годов над Красной площадью.

27 мая 1946 года гвардии капитан Аверьянов погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен на Кутузовском мемориале - воинском кладбище в селе Болевлавице, под городом Болеславец, рядом с останками фельдмаршала Кутузова.

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

На родине Героя в деревне Студенец главная улица носит его имя, а на его доме установлена мемориальная доска. Его имя высечено на одной из мемориальных досок, установленных на Сапун-горе в Севастополе. В 1986 году именем К.А. Аверьянова назван микрорайон в городе Дмитрове.

Фото Героя - с сайта http://палачёв.рф/news-138.html.

(1946-05-27 ) (23 года) Место смерти Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Сражения/войны Награды и премии

Константи́н Анто́нович Аверья́нов (25 сентября - 27 мая ) - участник Великой Отечественной войны , заместитель командира эскадрильи 7-го гвардейского штурмового авиационного полка 230-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта , Герой Советского Союза (1944), гвардии капитан .

Биография

Родился 25 сентября 1922 года в деревне Студенец ныне Кстовского района Нижегородской области в семье крестьянина. Русский . Член ВКП(б) с 1943 года. В 1934 году семья переехала в город Дмитров Московской области . В 1938 году окончил Дмитровскую неполную среднюю школу № 5. Продолжил образование в Деденевской средней школе. Занимался в Дмитровском и Московском аэроклубах.

В Красной армии с 1940 года. В 1942 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов, после окончания которой был направлен в запасной авиационный полк под Пензу , а оттуда для прохождения дальнейшей службы на Куйбышевский авиационный завод. Перегонял самолеты Ил-2 на фронт. Непосредственно на фронте с марта 1943 года.

Заместитель командира (он же штурман) эскадрильи 7-го гвардейского штурмового авиационного полка 230-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта гвардии лейтенант Аверьянов к июлю 1944 года произвёл 117 боевых вылетов, уничтожил 19 танков, 5 самолётов, 7 железнодорожных эшелонов, 5 барж, 2 катера, 11 складов с боеприпасами, много живой силы противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии лейтенанту Аверьянову Константину Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4528).

К концу войны штурман 7-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии капитан Аверьянов совершил 176 боевых вылетов.

После войны продолжал службу в Военно-воздушных силах . Участвовал в воздушных парадах 24 июня 1945 и 9 мая 1946 годов над Красной площадью.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза
  • Медали

Память

  • Похоронен на Кутузовском мемориале - воинском кладбище в селе Болевлавице, под городом Болеславец , рядом с останками фельдмаршала Кутузова .
  • Главная улица родной деревни Студенец носит имя Героя
  • На доме, где он жил, установлена мемориальная доска
  • Имя Аверьянова Константина Антоновича высечено на одной из мемориальных досок, установленных на Сапун-горе в Севастополе
  • В 1962 году именем К. А. Аверьянова назван микрорайон в городе Дмитрове

Напишите отзыв о статье "Аверьянов, Константин Антонович"

Примечания

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1987. - Т. 1 /Абаев - Любичев/. - 911 с. - 100 000 экз. - ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.

Источники

. Сайт «Герои Страны ». (Проверено 18 августа 2011)

Отрывок, характеризующий Аверьянов, Константин Антонович

– Ну и прощай, одевайся. Он страшный, Денисов?
– Отчего страшный? – спросил Nicolas. – Нет. Васька славный.
– Ты его Васькой зовешь – странно. А, что он очень хорош?
– Очень хорош.
– Ну, приходи скорей чай пить. Все вместе.
И Наташа встала на цыпочках и прошлась из комнаты так, как делают танцовщицы, но улыбаясь так, как только улыбаются счастливые 15 летние девочки. Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел. Он не знал, как обойтись с ней. Вчера они поцеловались в первую минуту радости свидания, но нынче они чувствовали, что нельзя было этого сделать; он чувствовал, что все, и мать и сестры, смотрели на него вопросительно и от него ожидали, как он поведет себя с нею. Он поцеловал ее руку и назвал ее вы – Соня. Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались. Она просила своим взглядом у него прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее.
– Как однако странно, – сказала Вера, выбрав общую минуту молчания, – что Соня с Николенькой теперь встретились на вы и как чужие. – Замечание Веры было справедливо, как и все ее замечания; но как и от большей части ее замечаний всем сделалось неловко, и не только Соня, Николай и Наташа, но и старая графиня, которая боялась этой любви сына к Соне, могущей лишить его блестящей партии, тоже покраснела, как девочка. Денисов, к удивлению Ростова, в новом мундире, напомаженный и надушенный, явился в гостиную таким же щеголем, каким он был в сражениях, и таким любезным с дамами и кавалерами, каким Ростов никак не ожидал его видеть.

Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы.
Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов.
Страсть его к государю несколько ослабела в Москве, так как он за это время не видал его. Но он часто рассказывал о государе, о своей любви к нему, давая чувствовать, что он еще не всё рассказывает, что что то еще есть в его чувстве к государю, что не может быть всем понятно; и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти.
В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда. Кроме того, ему казалось что то унизительное для своего мужества в женском обществе. Он ездил на балы и в женское общество, притворяясь, что делал это против воли. Бега, английский клуб, кутеж с Денисовым, поездка туда – это было другое дело: это было прилично молодцу гусару.
В начале марта, старый граф Илья Андреич Ростов был озабочен устройством обеда в английском клубе для приема князя Багратиона.

Споры историков о датах жизни Сергия Радонежского. «Житие» Сергия Радонежского – главный источник его биографии. Епифаний Премудрый – первый биограф преподобного. Переработка текста Епифания Пахомием Логофетом в связи с канонизацией Сергия Радонежского. Дальнейшие переработки «Жития» и появление противоречий в биографии Сергия. Поиски подлинного текста Епифания Премудрого. Его находка Б. М. Клоссом

В истории России XIV столетие занимает особое место, став временем возвышения Москвы, когда вокруг нее началось объединение русских земель. Если в начале века Московское княжество едва заметно среди своих более сильных соседей, то уже через несколько десятилетий ситуация коренным образом изменилась, и московский князь Дмитрий Иванович Донской смог выставить на Куликово поле против иноземных поработителей объединенные силы почти всех русских княжеств. Тем самым были заложены основы будущего единого Русского государства.

Но фундамент могущества Москвы был построен не только ратным трудом и мирной политикой московских князей: в его возведении участвовало множество людей. Немалая заслуга в том, что именно Москва стала столицей Российского государства, принадлежала Сергию Радонежскому – одной из самых заметных фигур отечественной средневековой истории.

Пожалуй, ни об одном из русских святых не написано так много, как об основателе Троице-Сергиевой лавры. Тем не менее уже при первом знакомстве с этой литературой обнаруживается странная и удивительная картина: на первый взгляд о жизни Сергия Радонежского мы знаем практически все и в то же время почти ничего. Это парадоксальное утверждение объясняется весьма просто – нам известны все основные вехи жизненного пути преподобного, но при этом мы до сих пор не можем точно сказать, когда именно в его жизни происходили те или иные события.

Достаточно упомянуть о том, что до сих пор даже среди профессионалов, занимающихся историей XIV в., нет единства мнений по такому, казалось бы, простому вопросу: когда Сергий появился на свет? В литературе это событие датируется временем от 1313 до 1322 г. Говоря о дате основания преподобным Троице-Сергиевой лавры, исследователи оперируют промежутком между 1334 и 1345 гг. Неясно, к примеру, и то, сколько лет прожил Сергий (70 или 78), а отсюда по-разному определялось время его кончины (1391, 1392 или даже 1397 г.). Что же касается других эпизодов его биографии, то разница в их датировке порой достигает нескольких десятилетий. Относительно же некоторых из них у нас нет полной уверенности в том, что они происходили в действительности, а не были приписаны преподобному задним числом. В частности, это касается знаменитого свидания Сергия Радонежского с Дмитрием Донским накануне Куликовской битвы: некоторые исследователи полагали, что его вообще не было, другие, с неохотой все же признавая реальность этой встречи, связывали ее с совершенно другими событиями.

Такой разнобой взглядов характерен не только для старой, но и для новейшей литературы, посвященной Сергию Радонежскому.

В этом легко убедиться, если заглянуть в последние по времени труды на эту тему Н. С. Борисова, Б. М. Клосса, В. А. Кучкина и других авторов.1
Кучкин В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. № 10. С. 75–92; Борисов Н. С. Сергий Радонежский. М., 2002; Косоруков А. А. Строитель вечного пути России Сергий Радонежский. М., 2004; Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. М., 1998.

Еще в XIX в. исследователи установили, что работу над «Житием» Сергия начал младший современник преподобного Епифаний Премудрый. Об этом известно из ряда списков памятника, где тот прямо называется создателем «Жития».

О первом биографе Сергия сведений сохранилось немного. Он родился приблизительно в середине XIV в. и, судя по косвенным свидетельствам источников, был уроженцем Ростова. Подобно Сергию, в юности он оставил мир и принял постриг в ростовском монастыре Григория Богослова, славившемся своей библиотекой. В «Затворе», как именовали эту обитель, жил в это время до своего ухода на проповедь и знаменитый впоследствии Стефан Пермский, с которым Епифаний делил труды, «ему совопросник и собеседник бяше». Позднее жизненные обстоятельства привели Епифания к преподобному Сергию, и он стал его учеником, проведя в Троицком монастыре значительную часть своей жизни. Помимо «Жития» Сергия ему принадлежит еще ряд произведений, одним из которых является «Житие» Стефана Пермского. Сочинения Епифания Премудрого отличаются пышным риторическим стилем, насыщенным метафорами и сравнениями, часто встречаются элементы народно-бытовой речи.2
Коновалова О. Ф. К вопросу о литературной позиции писателя конца XIV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XIV. М.; Л., 1958. С. 205–211; Она же . «Плетение словес» и плетеный орнамент конца XIV в. (к вопросу о соотношении) // Там же. Т. XXII. М.; Л., 1966. С. 101–111.

Свой труд Епифаний начал осенью (вероятнее всего, в октябре) 1418 г. Об этом становится известным из предисловия к «Житию», где автор, приступая к работе, жалуется на то, что по прошествии 26 лет после смерти святого (то есть подразумевается дата 25 сентября 1418 г.) так и не было создано его биографии. Следует отметить тщательность, с которой работал агиограф.3
Агиограф (от греч. агиос – святой и графо – пишу) – человек, который пишет о жизни святого.

На протяжении многих лет он буквально по крупицам собирал сведения о жизни Сергия. Епифаний рассказывает о том, что за 20 лет им были приготовлены отдельные главы о жизни старца – «ова убо въ свитцехъ, ова же в тетратех, аще и не по ряду, но предняа назади, а задняа напреди… и того ради сиа вся събравшъше, начинаем писати». Определяя содержание предстоящего труда, Епифаний намечал и его хронологические рамки: «Ныне же, аще Богъ подасть, хотелъ убо бых писати от самого рожества его, и младеньство, и детьство, и въ юности, и въ иночьстве, и въ игуменьстве, и до самого преставлениа… Но боюся усумняся прикоснутися повести… яко выше силы моеа дело бысть, яко немощенъ есмь…»4
Клосс Б. М. Указ. соч. С. 286, 288, 289.

Последние слова агиографа о собственной немощи не являются обычным литературным приемом, а отражают реальное положение. Доведя жизнеописание Сергия примерно до середины его жизненного пути, Епифаний так и не смог завершить свое главное произведение, и оно осталось незаконченным. Причиной этого явилась его смерть.

Б. М. Клосс относит кончину Епифания Премудрого к концу 1418-го – 1419 г. Основанием для этого послужил список погребенных в Троице-Сергиевой лавре, составители которого отметили, что Епифаний умер «около 1420 г.».5
Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 г. Н. Новгород, 2012. С. 11–12, № 86 (репринт изд.: М., 1880). См. также: Ткаченко В. А. Список погребенных 1880 г. как источник по истории некрополя Троице-Сергиевой лавры // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II Международной конференции, 4–6 октября 2000 г. Сергиев Посад, 2002. С. 265–276; Он же . Труды иеромонаха Гедеона Вихрова по составлению списков лиц, погребенных в Троице-Сергиевой лавре // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы V международной конференции, 26–28 сентября 2006 года. Сергиев Посад, 2009. С. 66–75.

Историк соотнес это указание со свидетельством древнейшего пергаменного Троицкого синодика 1575 г. В его начальной части записаны три Епифания, один из которых – несомненно, Епифаний Премудрый. Затем в этом источнике отмечено имя княгини Анастасии, супруги князя Константина Дмитриевича, о которой из летописи известно, что она скончалась в октябре 6927 г.6
Полное собрание русских летописей. Т. I. Лаврентьевская летопись. М., 1997. Стб. 540. (Далее – ПСРЛ.)

При мартовском летоисчислении это дает октябрь 1419 г., при сентябрьском стиле – октябрь 1418 г. Поскольку Епифаний Премудрый скончался ранее княгини Анастасии, его смерть следует отнести ко времени до октября 1418 г. или до октября 1419 г.7
Клосс Б. М . Указ. соч. С. 97.

Но первая из этих двух дат отпадает по той причине, что Епифаний приступил к написанию «Жития» Сергия только в октябре 1418 г. Таким образом выясняется, что Епифаний Премудрый скончался в промежуток между октябрем 1418 г. и октябрем 1419 г. Мы имеем возможность уточнить дату смерти Епифания благодаря тому, что его имя упоминается в рукописных святцах в числе «русских святых и вообще особенно богоугодно поживших», но официально не канонизированных Церковью. В частности, по данным архиепископа Сергия (Спасского), имя Епифания встречается в составленной в конце XVII – начале XVIII в. книге «Описание о российских святых», неизвестный автор которой расположил памяти русских святых не по месяцам, а по городам и областям Российского царства. Другая рукопись, содержащая имена русских святых, была составлена во второй половине XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре и поэтому богата памятями учеников Сергия Радонежского. Изложение в ней идет не по городам, как в первой, а по дням года. Оба этих источника называют днем памяти Епифания 12 мая. Архиепископ Сергий в своей работе также пользовался выписками из рукописных святцев конца XVII в., присланных ему жителем Ростова Н. А. Кайдаловым. Оригинал святцев сгорел в пожар 7 мая 1868 г. в Ростове, но выписки, сделанные из них, целы. В них внесено немало неканонизированных русских святых, в том числе и Епифаний Премудрый. Днем памяти, а следовательно, и кончины Епифания в них названо 14 июня.8
Сергий (Спасский), архиепископ . Полный месяцеслов Востока. Т. I. М., 1997. С. 257, 380–384; Т. III. М., 1997. С. 558.

Учитывая, что Епифаний Премудрый, судя по всему, происходил из Ростова, а также то, что 12 мая отмечается память св. Епифания Кипрского, соименного Епифанию Премудрому, становится понятным, что точная дата кончины агиографа содержится в источнике ростовского происхождения. На основании этого можно с достаточной уверенностью полагать, что Епифаний Премудрый скончался 14 июня 1419 г.

Правда, имеется мнение, что он умер гораздо позже. На взгляд В. А. Кучкина, свидетельство об этом находим в «Похвальном слове Сергию Радонежскому», принадлежащем перу Епифания. В нем имеется упоминание о раке с мощами преподобного, которую целуют верующие. На взгляд исследователя, эта фраза могла появиться только после 5 июля 1422 г. – времени «обретения мощей» Сергия, когда его гроб был выкопан из земли, а останки положены в специальную раку. Этим словом в христианской церкви ныне именуют большой ларец для хранения останков святых. Раки ставились в храме, обычно на возвышении, и делались в форме саркофага, иногда в виде архитектурного сооружения. Отсюда В. А. Кучкин делает два вывода: во-первых, «Слово похвальное Сергию Радонежскому» было написано Епифанием Премудрым после 5 июля 1422 г., а во-вторых, оно появилось не ранее «Жития» Сергия, как полагают в литературе, а позже его.9
Кучкин В. А. О времени написания Слова похвального Сергию Радонежскому Епифания Премудрого // От Древней Руси к России Нового времени. Сборник статей к 70-летию Анны Леонидовны Хорошкевич. М., 2003. С. 417.

Однако, как выяснил тот же В. А. Кучкин, слово «рака» в древности имело несколько значений. Чаще всего оно обозначало «гробницу, сооружение над гробом», но встречаются примеры его употребления в значении «гроб».10
Там же. С. 416. Ср.: Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 21. М., 1995. С. 265.

Если же обратиться непосредственно к тексту Епифания и не «выдергивать» из него отдельное слово, то становится понятным, что в «Похвальном слове Сергию» агиограф вспоминал события 1392 г., связанные с похоронами преподобного. Многие из знавших троицкого игумена не успели на его погребение и приходили на могилу Сергия, припадая к надгробию, чтобы отдать ему последние почести.11
См.: Клосс Б. М . Указ. соч. С. 280–281.

Окончательно в ошибочности рассуждений В. А. Кучкина убеждает то, что в Средневековье существовал широко распространенный обычай устанавливать пустую раку над местом захоронения святого, или, иными словами, над мощами, находившимися под спудом.12
Зачастую рака ставилась над гробом святого еще задолго до его прославления. Так, над могилой Зосимы Соловецкого (умер в 1478 г., канонизирован в 1547 г.) его ученики поставили гробницу «по третьем же лете успениа святаго» (Мельник А. Г . Гробница святого в пространстве русского храма XVI – начала XVII в. // Восточнохристианские реликвии. М., 2003. С. 533–534, 548).

О всей дальнейшей жизни основателя Троице-Сергиева монастыря известно из сочинения другого агиографа – Пахомия Логофета. Он являлся выходцем со знаменитого Афона, был по происхождению сербом и появился на Руси во второй половине 1430-х годов, прожив около 20 лет в Троицкой обители. Будучи «профессиональным» литератором (на это указывает его прозвище: логофет – «словоположник, письмоводец, канцелярист»), Пахомий выполнял работу по официальным заказам и получал за свой труд плату. На Руси он прославился как составитель житий, служб и канонов. По подсчетам исследователей, его перу принадлежат 10 житий, ряд похвальных слов и сказаний, 14 служб и 21 канон.13
Некрасов И. С . Пахомий Серб, писатель XV века. Одесса, 1871; Яблонский В. М., священник . Пахомий Серб и его агиографические писания: биографический и библиографически-литературный очерк. СПб., 1908; Иванова М. В . Авангардист XV века (Пахомий Логофет) // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 1999. № 2. С. 16–26; Горский А. А . Пахомий Серб и великокняжеское летописание второй половины 70-х гг. XV века // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 4. С. 87–93; Духанина А. В . Епифаний Премудрый и Пахомий Серб: различия в употреблении сложных претеритов // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 3 (21). С. 28–29.

Именно Пахомий через два десятилетия после смерти Епифания написал полное «Житие» Сергия. Каковы же были побудительные причины к этому? Оказалось, что эта работа была осуществлена при игумене Троице-Сергиева монастыря Зиновии (1432–1445) и самым тесным образом связана с канонизацией основателя обители в середине XV в.

По мнению Б. М. Клосса, одной из причин составления Пахомием Логофетом нового «Жития» Сергия стала необходимость сокращения текста Епифания для более удобного использования в богослужебной практике. Но самым главным, на его взгляд, явилось то, что время игуменства Зиновия пришлось на сложное в политическом отношении время феодальной войны второй четверти XV в. В условиях ожесточенной и полной драматизма борьбы за великое княжение монастырские власти сочли за лучшее «исправить» некоторые факты в жизнеописании святого, которые в быстро меняющейся обстановке могли бы вызвать ненужные ассоциации. В частности, историк указывает, что преемником Сергия Радонежского и новым игуменом в Троицкой обители сразу после смерти преподобного стал Савва Сто-рожевский, позднее основавший известный Савво-Сторожевский монастырь близ Звенигорода. Но этот город входил в удел злейшего противника великого князя Василия Темного – его дяди князя Юрия Дмитриевича, и поэтому монастырские власти посчитали необходимым не упоминать имени подлинного преемника Сергия, а представить дело так, будто после кончины преподобного Троицкую обитель возглавил другой ученик Сергия – Никон.14
Клосс Б. М . Указ. соч. С. 18–19, 60.

Имеющиеся в нашем распоряжении факты на первый взгляд подтверждают правоту Б. М. Клосса. Созданное Пахомием «Житие» Сергия дошло до нас в нескольких редакциях, которые отличаются друг от друга набором включенных в них фактов из биографии преподобного. К примеру, в наиболее полной Третьей редакции имеется сюжет об основании Голутвинского монастыря под Коломной, который отсутствует в Первой редакции. Вместе с тем объяснение Б. М. Клосса не дает ответа на вопрос: почему этот факт не нашел отражения в Первой редакции труда Пахомия Логофета? Голутвинский монастырь изначально был основан на великокняжеской земле и не был никоим образом связан с противниками великокняжеской власти в период феодальной войны второй четверти XV в. Не отвечает исследователь и на другой вопрос: почему варианты «Жития» Сергия, написанные Пахомием, помимо различного набора включенных в них сюжетов отличаются и их хронологической последовательностью? Если в первом варианте Пахомий помещает рассказ о начале Андроникова монастыря после сообщения о победе Дмитрия Донского над Мамаем, то в Третьей редакции ставит его ранее этого события.

Не отрицая роли политического фактора, следует все же дать иное объяснение отмеченным переменам в тексте памятника. Прежде всего они были вызваны тем, что переработка Пахомием «Жития» Сергия была самым тесным образом связана с прославлением основателя Троицкого монастыря в середине XV в.

Канонизация всегда являлась не одномоментным событием, а достаточно длительным процессом. Прежде чем Церковь признавала человека святым, развитие его культа должно было пройти по крайней мере две стадии. Первой являлось местное почитание (в узком смысле этого слова) – в пределах одного монастыря или населенного пункта, а второй – в более широких границах: обычно в отдельно взятой области, княжестве или епархии. В последнем случае также принято говорить о местном почитании (но в широком значении данного термина). И только затем принималось решение о канонизации в рамках всей Церкви.

Первый шаг к признанию культа троицкого игумена был сделан 5 июля 1422 г., когда накануне тридцатой годовщины со дня кончины преподобного состоялось «обретение мощей» Сергия Радонежского, в результате чего устанавливается местное почитание святого. Его дальнейшее развитие происходило во время игуменства в Троицком монастыре Зиновия. Именно при нем, в 30-е гг. XV в. закладываются традиции великокняжеских, а затем царских походов на богомолье в Троицкий монастырь, приуроченных ко дню кончины святого – 25 сентября. В этот период известны как минимум два посещения обители в данный день великим князем Василием Темным.15
Там же. С. 70–71.

Необходимым условием для последующих действий по прославлению Сергия Радонежского являлось наличие его «Жития». Но имевшееся в Троицком монастыре «Житие», составленное Епифанием, доводило биографию Сергия, как мы убедимся позднее, лишь до событий начала 60-х гг. XIV в. и ничего не говорило о последующих 30 годах его жизни – именно о том времени, когда, по выражению Епифания Премудрого, «преподобный отець наш провосиалъ есть въ стране Русстей».16
Там же. С. 278.

Поэтому перед властями обители встала задача закончить труд Епифания. Это дело было поручено появившемуся в Троицком монастыре в 1438 г. Пахомию Логофету.

По предположению Б. М. Клосса, первый вариант своего труда Пахомий Логофет написал в том же 1438 г.17
Там же. С. 129, 161.

Однако имеется возможность более точно определить время его создания. Московский летописный свод конца XV в. под 1439 г. сообщает о приходе к Москве в пятницу 3 июля татарской рати во главе с царем Махмутом. Набег оказался внезапным, и великий князь, не успев собраться с силами, вынужден был отойти за Волгу, оставив в городе своего воеводу князя Юрия Патрикеевича. Самый сложный момент осады, вероятно, пришелся на 5 июля – праздник обретения мощей Сергия, и можно предположить, что в этот день великий князь возносил молитвы троицкому игумену. Последующие события развивались в пользу москвичей: Махмут, безуспешно простояв под столицей 10 дней, вынужден был отойти прочь.18
ПСРЛ. Т. XXV. Московский летописный свод конца XV в. М., 2004. С. 260.

Очевидно, увидев в этом Божественное провидение, благодарный Василий Темный решился совершить богомолье в Троицкий монастырь на день памяти Сергия Радонежского. О том, что великий князь был в Троицком монастыре 25 сентября 1439 г., известно из его жалованной грамоты на село Сватковское Переславского уезда.19
Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. Т. I. М., 1952. № 139.

Поскольку паломничество великого князя являлось делом государственной важности и готовилось заблаговременно, можно предположить, что предупрежденные о нем монастырские власти решили подготовить к визиту высокого гостя полное «Житие» основателя обители. Если это так, то время написания Пахомием Первой редакции своего труда определяется концом июля – сентябрем 1439 г.

В качестве основы Пахомий взял текст Епифания, который предстояло дополнить рассказом о второй половине жизни Сергия. Не исключено, что агиограф мог использовать оставшиеся в монастыре подготовительные материалы своего предшественника, которые тот не успел обработать. Но для работы был отведен слишком короткий срок (ее необходимо было закончить к 25 сентября – годовщине смерти преподобного), и Пахомию удалось написать лишь довольно небольшой текст о последних 30 годах Сергия. Однако на фоне обстоятельного повествования Епифания произведение Пахомия, по объему составлявшее лишь четвертую часть епифаньевского, выглядело довольно блекло и скромно. Стремясь избежать этого диссонанса, Пахомий вынужден был кардинально сократить текст своего предшественника. В итоге несоответствие было устранено – если посмотреть на структуру произведения Пахомия, то легко убедиться, что описание первой половины жизни троицкого настоятеля, основную канву которой он позаимствовал у Епифания, по объему примерно совпадает с той частью, которую написал сам Пахомий. Ограниченность отпущенного на работу времени привела также к тому, что в первом варианте своего труда Пахомий не использовал ряд известий о жизни преподобного, которые содержались в уже написанных к тому времени Троицкой и других летописях.

Другая особенность текста Пахомия определялась предстоящей канонизацией Сергия. Главным основанием причисления того или иного подвижника к лику святых во все времена служил дар чудотворений. Неудивительно, что Пахомий наряду с изложением фактов биографии Сергия столь пристальное внимание уделяет этой стороне и включает в текст своего произведения семь соответствующих эпизодов.

Несмотря на то что с задачей по написанию «Жития» Сергия Пахомий в целом справился, преподобный в конце 1430-х гг. так и не был причислен к лику святых. Объяснялось это тем, что официально право причисления к лику святых всегда принадлежало главе Русской церкви. Между тем на Руси в это время митрополита долгое время не было. Рукоположенный в 1437 г. константинопольским патриархом Иосифом на этот пост митрополит Исидор уже через полгода после прибытия на Русь отправился в Италию для участия во Флорентийском соборе, созванном для решения вопроса об объединении Западной и Восточной церквей. Так как первый вариант «Жития» Сергия составлялся в спешке, монастырские власти решились подготовить к возвращению Исидора новое, более полное жизнеописание преподобного. По наблюдениям Б. М. Клосса, Вторая редакция «Жития» была пополнена за счет текста Епифания Премудрого и других источников. Исследователь относит время ее создания к 1437–1440 гг.20
Клосс Б. М. Указ. соч. Т. I. С. 165.

Эту датировку можно сузить. Поскольку первая попытка канонизации Сергия в 1439 г. не удалась, следует думать, что Пахомий работал над этой редакцией жизнеописания преподобного на протяжении 1440 г.

Но и на этот раз канонизация основателя Троицкого монастыря не состоялась. Препятствием для нее стали внешние обстоятельства. Митрополит Исидор, возвратившись в Москву в марте 1441 г., уже через три дня по распоряжению Василия Темного был низложен за то, что принял унию. Понятно, что в этих условиях церковной и светской власти было не до прославления Сергия.

Тем не менее троицкий игумен Зиновий не оставлял надежд на успех начатого дела. Соответственно продолжал работать и Пахомий. В преддверии столетия обители, которое приходилось на осень 1445 г. и могло стать весомым поводом для канонизации ее основателя, появилась составленная Пахомием Третья, наиболее полная редакция «Жития» Сергия, полностью соответствовавшая житийным канонам. При работе над ней агиограф, очевидно, учел критику, имевшую место, – сделал уточнения в ранее написанном тексте, добавил пропущенные им эпизоды биографии Сергия, а главное – дополнил свое произведение рассказом об обретении мощей святого и его посмертных чудесах – без их наличия канонизация даже формально не могла быть проведена. Б. М. Клосс относит составление Третьей редакции ко времени «около 1442 г.». Основанием послужило то, что в заключительной похвале Сергию делается акцент на его чудесной способности примирять враждующих «православных царей». Одновременно в тексте самой редакции превозносятся добродетели отца Шемяки – князя Юрия Дмитриевича, подчеркивается его роль в построении в обители каменного Троицкого собора и в то же время не обойден похвалами «благоразумный» и «великодержавный русский царь» Василий Васильевич.21
Там же. С. 168.

Зная, что именно в эти годы на Руси велась затяжная междоусобная война между великим князем Василием Темным и Дмитрием Шемякой, а в 1442 г. благодаря троицкому игумену Зиновию в обители святого Сергия произошло примирение непримиримых противников, становится понятно, что подобный текст отвечал политической «злобе дня».

    Аверьянов, Константин Антонович - (25.09.1922 27.05.1946) летчик штурмовик, Герой Советского Союза (1944), гвардии капитан. Участник Великой Отечественной войны с марта 1943 г. Воевал в составе 7 гв. шап, был зам. командира и штурманом эскадрильи. К июлю 1944 г. совершил 117… … Большая биографическая энциклопедия

    Аверьянов - Аверьянов русская фамилия, произошла от имени Аверьян. Известные носители Аверьянов, Александр: Аверьянов, Александр Александрович (род. 1969) российский футболист, сын футбольного тренера Аверьянова А. Н. Аверьянов, Александр… … Википедия

    Список Героев Советского Союза (Абаев - Содержание 1 Примечания 2 Литература 3 Ссылки … Википедия

    Список Героев Советского Союза/А - Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия

    Список Героев Советского Союза/Абаев-Азалов - Основные статьи: Герой Советского Союза, Список Героев Советского Союза В настоящем списке представлены в алфавитном порядке все Герои Советского Союза, чьи фамилии начинаются с буквы «А» (всего 582 человека). Список содержит информацию о дате … Википедия

    Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса А - Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «А» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия

    Лауреаты Государственной премии СССР за выдающиеся достижения в труде - Список лауреатов Содержание 1 1975 2 1976 3 1977 4 1978 5 1979 6 … Википедия

    Список награждённых медалью «Защитнику свободной России» - Приложение к статье Медаль «Защитнику свободной России» Статья содержит полный список награждённых медалью «Защитнику свободной России» (на дату, указанную в основной статье как последнее награждение) граждан России и иностранных граждан (в… … Википедия

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ

Доктор исторических наук (2002 г.)

ДОЛЖНОСТЬ

Ведущий научный сотрудник

СЛУЖЕБНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Руководитель Группы исторической географии

ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИЙ

Кандидатская: «Формирование территории Московского княжества: источниковедческий анализ духовной грамоты Ивана Калиты» (1996).

Докторская: «Купли Ивана Калиты: источниковедческие проблемы процесса объединения русских земель XIV в.» (2002)

ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

история России XIV – XVII вв., история Москвы и Подмосковья

Контактная информация

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  • Член Ученого совета ИРИ РАН
  • Член Диссертационного совета ИРИ РАН
  • Член совета Всероссийского научного и культурно-просветительского общества «Энциклопедия российских деревень»
  • Член Городской межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов города Москвы

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

Монографии:

  • Московское княжество Ивана Калиты. [Вып. 1.] Введение. Историческая география завещания Ивана Калиты. М., 1993; [Вып. 2.] Московские “трети”. Звенигород. История вхождения в состав Московского княжества. М., 1993; [Вып. 3] Присоединение Коломны. Приобретение Можайска. М., 1994.
  • Купли Ивана Калиты. М., 2001.
  • Сергий Радонежский. Личность и эпоха. М., 2006.

Брошюры

  • С.Б. Веселовский: жизнь, деятельность, личность. М., 1989. (совместно с В.Б. Кобриным).
  • Дворянство Российской империи. Справочник. Вып. 1. (Абабуровы – Бахтеяровы-Ростовские). М., 1994; Вып. 2. (Бахтины – Бунге). М., 1994; Вып. 3. (Бундовы-Вольфы). М., 1994; Вып. 4. (Вонлярлярские – Голосовы). М., 1995.
  • Село Константиново и округа. М., 1994. (в соавторстве).
  • Медведково. М., 1994.
  • Возвращение на круги своя…[Об истории церкви в Тропареве]. М., 1997.
  • Западный округ Москвы. Страницы истории. М., 1997.

Главы и разделы в учебных пособиях:

  • История Юго-Запада Москвы. Учебное пособие. М., 1997.
  • История Юго-Востока Москвы. Учебное пособие. М., 2000.
  • Центральный административный округ Москвы. Прошлое и настоящее. Учебное пособие для учащихся старших классов. М., 2008.

Главы и разделы в книгах:

  • История сел и деревень Подмосковья XIV – XX вв.: Вып. 1. М., 1992; Вып. 2. М., 1993; Вып. 3. М., 1993; Вып. 4. (Веселовский С.Б., Перцов В.Н. Исторические карты Подмосковья). М., 1993; Вып. 5. М., 1993; Вып. 6. М., 1994; Вып. 7. М., 1994; Вып. 8. М., 1994; Вып. 9. М., 1994; Вып. 10. М., 1994; Вып. 11. М., 1995.
  • Одинцовская земля. М., 1994.
  • Северный округ Москвы. М., 1995 (вышло 2-м изданием под назв.: . Северный округ Москвы. Из глубины веков. М., 2000).
  • Лубянка,2: Из истории отечественной контрразведки. М., 1999. (Изд. 3-е, доп. М., 2007).
  • Восточный округ Москвы: Историко-культурное наследие. М., 1999.
  • Образование в Москве. История и современность. М., 2000.
  • История московских районов. Энциклопедия (под редакцией К.А. Аверьянова). М., 2005. (2-е изд.: М., 2010).
  • Имя Россия. Исторический выбор 2008. М., 2008.
  • Версты московские. Западный административный округ. Историко-культурное наследие. М., 2007.
  • Московская власть. Управление Москвой в XII–XVII вв.: Историко-биографический справочник. М., 2010.

Статьи в энциклопедиях:

  • Отечественная история с древнейших времен до 1917 года.. Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.
  • Большая энциклопедия в 62 томах. М., Терра, 2006

Публикации:

  • Подг. к печ. Веселовский С.Б. Род и предки А.С. Пушкина в истории. М., 1990.
  • Подг. к печ.: Веселовский С.Б. «О драматической повести “Иван Грозный” А.Н. Толстого» // Археографический ежегодник за 1988 г. М., 1989. С. 305 – 313.
  • Всеобщее и полное описание Московской губернии в нынешнем ее новоустроенном состоянии. Звенигородский уезд. // Альманах «Сельский мир». 1994. Январь. С. 73 – 102); 1998. Март. С. 169 – 200. (в соавторстве).

Статьи:

  • Московские станы и волости XIV – XVI вв. // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1987. М., 1989. С. 114 – 122
  • Сорок сороков // Русская речь. 1992. № 6. С. 67 – 69.
  • Русская дипломатия и контрразведка в XVII веке // Российская дипломатия: история и современность. Материалы научно-практической конференции, посвященной 450-летию создания Посольского приказа. 29 октября 1999 г. МГИМО. М., 2001. С. 110 – 120.
  • Князья Каргопольские // Святые и святыни северорусских земель. Каргополь, 2002. С. 298 – 310.
  • Зарайский край XIV – первой трети XVI в. // Зарайск. Т. 2. Проблемы и перспективы духовного и культурного развития. Зарайск – М., 2002. С. 71 – 96.
  • К вопросу о «белых пятнах» в средневековой истории Мурома // Уваровские чтения – V. Материалы научной конференции, посвященной 1140-летию г. Мурома. Муром, 14 – 16 мая 2002 г. Муром, 2003. С. 66 – 70.
  • Кто такие баскаки? // Вестник общества исследователей Древней Руси за 2001 г. М., 2003. С. 150 – 157.
  • Когда произошла Куликовская битва? // Труды Института российской истории. Вып. 4. М., 2004. С. 20 – 39.
  • Рядные грамоты XVI – XVII веков как источник по семейному праву // Религии мира. История и современность. 2004. М., 2004. С. 109 – 117
  • Где находился древнейший монастырь Москвы? // Историческая география России: новые подходы. Сборник статей, посвященных 70-летию В.М. Кабузана. М., 2004. С. 20 – 48.
  • Московские гулянья XVIII – XIX вв. // Москва и Подмосковье: праздники и будни. Всероссийская научная конференция. Сборник научных статей. М., 2005. С. 295 – 313.
  • Побег с поддельным паспортом. Разгадана ли тайна псевдонима Ленина? // Первое сентября. История. № 13 (805). 1 – 15 июля 2006. С. 4 – 14.
  • О хронологии нашествия Тохтамыша // Вспомогательные исторические дисциплины. Классическое наследие и новые направления. Материалы XVIII научной конференции. Москва, 26 &‐ 28 января 2006 г. М., 2006. С. 121 – 123.
  • Где был митрополит Киприан в 1380 году? // Вопросы истории. 2008. № 2. С. 150 – 154.
  • Новое открытие Усть-Цильмы // Труды Института российской истории. Вып. 7. М., 2008. С. 327 – 348 (совместно с Т.И. Дроновой).
  • О времени возникновения писцовых книг // Материалы XV Всероссийской научной конференции «Писцовые книги и другие массовые источники XV I– XX веков». М., 2008. С. 13 – 19.
  • «Белые пятна» биографии Саввы Сторожевского // Церковь в истории России. Сб. 8. М., 2009. С. 9 – 21.
  • Единый госэкзамен: опыт прошлого // Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени. Материалы II Общественно-педагогического форума 10 – 11 апреля 2009 г. СПб., 2009. С. 117 – 122.
  • Из истории переименований московских улиц // Труды Института российской истории. Вып. 8. М., 2009. С. 337 – 354.
Обучение