Презентация "методические рекомендации по написанию самоанализа". Организационная деятельность учителя на уроке


ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ И ИХ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Урок ознакомления с новым материалом Комбинированный урок Урок применения знаний и умений Повторение и систематизация знаний Урок проверки знаний Урок-зачет Ознакомление учащихся с крупным блоком нового материала Ознакомление учащихся с новым материалом и проведение первичного закрепления изученного Формирование умений и навыков учащихся проводить анализ заданий и способов их выполнения, рационализацию этих способов. Проведение внешнего контроля и самоконтроля Выделение наиболее общих и существенных понятий, основных теорий и ведущих идей, усвоение широких категорий понятий и их систем Выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений a b c d e f




Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания Указана в программе! ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


1. Речь 2. Мышление 3. Сенсорная сфера (развитие глазомера, ориентировка в пространстве и времени) 4. Двигательная сфера (овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями) РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 4 ОСНОВНЫХ БЛОКА:


Развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач Развитие мышления через умение обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать Развитие мышления через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии Формирование логического, абстрактного мышления Воспитание культуры умственного труда СПЕЦИФИКА РАЗВИВАЮЩИХ ЦЕЛЕЙ УРОКА МАТЕМАТИКИ:


Воспитание ответственности, самостоятельности, критического отношения к себе Воспитание рациональной организации времени Воспитание добросовестного отношения к труду, дисциплине, инициативе, творчеству, предприимчивости и деловитости Формирование ответственности, организованности, дисциплинированности Воспитание самостоятельности, настойчивости, положительного эмоционального отношения к математике Воспитание аккуратности СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ УРОКА МАТЕМАТИКИ:










Постановку триединой цели урокаПравильность отбора содержания урокаОценка правильности выбора форм познавательной деятельности Обеспечение включения каждого обучаемого в активную познавательную деятельность Оценка правильности выбора методовОптимальность результатов обучения на урокеЭффективность системы контроля ПРИ САМОАНАЛИЗЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:


Признаки эффективной системы контроля: Оптимальность сочетания контроля, взаимоконтроля на учебном занятии для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов Получение достоверной и своевременной информации о достижении всеми обучаемыми планируемы результатов обучения Адекватность самооценки обучаемого оценке педагога Получение всеми обучаемыми результатов о реальных результатах учения Признаки самостоятельной работы: Наличие цели самостоятельной работы Наличие конкретного задания Четкое определение формы выражения результатов («+» или «– », или оценка) Выполнение самостоятельной работы каждым учащимся ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!


ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ 1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся по данным психологической диагностики. Какие особенности были учтены при планировании данного урока 2. Каково место данного урока в теме, разделе? Как связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие? В чем специфика этого урока? Каков его тип? 3. Какие задачи решались на уроке? а) Образовательные б) Воспитательные с)Развивающие задачи Была ли обеспечена их взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп учеников?


ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ 4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли распределено время для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.д.? Логичны ли «связки» между этапами урока? 5.На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное? 6. Какое сочетание методов обучения избрано для объяснения нового материала? Дать обоснование методов 7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия материала? Необходим ли был дифференцированный подход? Как он осуществлялся и почему именно так?


ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ 8.Как использовать на уроке учебный кабинет, какие средства обучения? Почему? 9. Анализ домашнего задания 10.Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации 11. Удалось ли полностью реализовать поставленные цели? Если нет, то почему? Когда и как учитель планирует восполнение нереализованного?


Первое, что должен сделать учитель, это определить?????? место в теме, в общем курсе, а также задать себе вопрос, насколько стало ясным это место для учащихся после урока Попытаться соотнести поставленные цели урока с достигнутыми на уроке и определить причины успеха и неудачи Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность) и умений (прочность отработанных умений, степень их автоматизма) САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


Ответить на вопрос: что нового дал урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к математике Подумать, насколько оптимально был выстроен урок. Соответствовал ли он вашим интересам, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса. Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитательным целям урока? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


Попробовать оценить степень активности на уроке, сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось? Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых заданий», до чего «додумались» сами учащиеся? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, насколько актуальным был для них учебный материал? Очень важным моментом является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


Охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ



Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Шпак Светлана Валерьевна Зам. директора по УМР

  • Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
  • «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
  • №8 VIII вида» г.Кургана
Методические рекомендации по написанию самоанализа г.Курган
  • ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №8 VIII вида
  • Самоанализ – это основной источник информации
  • о личности педагога
  • и направлениях его деятельности
  • для осуществления экспертной оценки
  • Изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности.
  • Развитие интеллектуально-творческого потенциала педагога как условие успешной самореализации личности в современном обществе
  • Миссия самоанализа
  • Целью представления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации
  • Достигается это с помощью следующих факторов:
  • в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики,
  • в умении творчески решать педагогические задачи,
  • в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания,
  • в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические технологии и их элементы,
  • в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (педагогических работников),
  • в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,
  • в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (педагогических работников) и собственное самообразование.
  • Требования к подготовке
  • самоанализа
Объем самоанализа – от 2 до 20 страниц печатного текста (шрифт № 14 через 1,5 интервала).
  • Объем самоанализа – от 2 до 20 страниц печатного текста (шрифт № 14 через 1,5 интервала).
  • Оформление титульного листа:
  • вверху указывается полное название учреждения, где работает педагог, далее – Ф.И.О., занимаемая должность.
  • в середине листа – название темы
  • в конце страницы – год подготовки работы.
  • На втором листе – оглавление с указанием страниц (страницы нумеруются), глав, разделов, параграфов.
Структура самоанализа : определение темы, которая легла в основу работы. Тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования.
  • определение темы, которая легла в основу работы. Тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования.
  • Выделение исследуемой проблемы, которая вытекает из темы и как бы сужает границы поиска.
  • Основные теоретические позиции, идеи, которые явились исходными при проведении работы и лежат в основе методических находок.
  • Выделение ведущих идей своего педагогического опыта, которые легли в основу совершенствования педагогической практики. Обоснование их в соответствии с социально-педагогическими условиями жизнедеятельности обучающихся в данной социокультурной среде. Характеристика особенностей воспитанников, уровень их развития на начало работы.
Краткая характеристика содержания образовательной области предмета, ее функций и возможностей в развитии обучающихся. Остановитесь на особенностях программы. Новизна подходов к преподаванию области знаний, предмета, вида деятельности.
  • Краткая характеристика содержания образовательной области предмета, ее функций и возможностей в развитии обучающихся. Остановитесь на особенностях программы. Новизна подходов к преподаванию области знаний, предмета, вида деятельности.
  • Особенности выбранной технологии, чтобы образование и воспитание носило развивающий, деятельностный характер.
  • Описание системы уроков, других форм работы, направленных на реализацию вышеизложенных идей, уделив особое внимание содержательной стороне, формам и методам работы, позволяющим достигнуть более высоких результатов в развитии обучающихся по сравнению с имеющимся традиционным опытом.
  • Аргументация нововведений, подтверждение их диагностическим материалом (промежуточными и итоговым срезами).
  • Анализ результативности своего педагогического опыта по соответствию результатов прогнозируемым целям и задачам, сформулированным вначале.
  • Выводы должны четко определить сущность педагогического опыта, находок, нововведений, их новизну, оригинальность.
  • Вопросы для подготовки самоанализа педагогом:
  • Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, в котором Вы работаете?
  • 2. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.
  • 3. Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, в котором Вы работаете?
  • 4. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности?
  • Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?
  • 6. Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вас самого, как педагога, на уроке и вне его?
7. Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности?
  • 7. Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности?
  • 8. Насколько они соотносятся с потребностями обучающихся?
  • 9. Как организуется взаимодействие с классом на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество школьников на уроке?
10. Какова динамика успеваемости обучающихся по преподаваемому Вами предмету?
  • 10. Какова динамика успеваемости обучающихся по преподаваемому Вами предмету?
  • 11. Какие методы оценки деятельности обучающихся Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие воспитанников в оценке их учебной деятельности?
  • 12. Оцените уровень психологической атмосферы в классе: какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.
13. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка?
  • 13. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка?
  • 14. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?
  • 15. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?
  • 16. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности? Каким образом преодолеваете их? Результат.
  • Дополнительные рекомендации
  • по написанию самоанализа
Оцените качество условий, процесса и результата своей деятельности. Пишите в свободной форме.
  • Оцените качество условий, процесса и результата своей деятельности. Пишите в свободной форме.
  • Мое педагогическое кредо. Главная цель моей деятельности (как я ее понимаю). Задачи, которые я решаю.
Оцените качество условий деятельности. Оно определяется:
  • Оцените качество условий деятельности. Оно определяется:
  • качеством материально-технической базы (есть ли необходимая мебель, кабинет, оборудование, приборы, технические средства, компьютер и т.д.: как Вы сами оцениваете МТБ);
  • качеством информационного обеспечения (есть ли учебники, учебные пособия, методические руководства для учителя, журналы, газеты и т.д.);
  • качеством методического обеспечения, созданного Вами (авторские программы, задания для контроля, тесты, раздаточный материал и т.д.);
  • качеством повышения квалификации с момента последней аттестации (где, когда, в какой форме, по какой проблеме, сколько часов, есть ли документ);
  • позицией руководства (понимает ли руководство необходимость создания условий для Вашей деятельности, все ли делает для их создания, заинтересована ли администрация в повышении качества Вашего труда, как часто посещают Ваши занятия и дают полезные рекомендации, поощряют, хвалят и т.д.).
Оцените качество учебно-воспитательного процесса, который Вы организуете (что Вы понимаете под процессом высокого качества, какие концептуальные идеи реализуете в нем; какие формы, методы, средства используете при представлении информации, организации учебной деятельности, общении; как отслеживаете качество учебно-воспитательного процесса, получаете информацию о том, что обучающиеся понимают и принимают Вас, им интересен Ваш предмет; проводите ли анкетирование, тестирование, внешнюю независимую проверку достижений воспитанников и т.д.).
  • Оцените качество учебно-воспитательного процесса, который Вы организуете (что Вы понимаете под процессом высокого качества, какие концептуальные идеи реализуете в нем; какие формы, методы, средства используете при представлении информации, организации учебной деятельности, общении; как отслеживаете качество учебно-воспитательного процесса, получаете информацию о том, что обучающиеся понимают и принимают Вас, им интересен Ваш предмет; проводите ли анкетирование, тестирование, внешнюю независимую проверку достижений воспитанников и т.д.).
Оцените качество результатов Вашей деятельности (какие из поставленных целей достигаются и в чем конкретно это выразилось; достижения обучающихся при независимых внешних проверках: участие в олимпиадах, конкурсах, успехи на выпускных экзаменах; удовлетворенности обучающихся организацией учебного процесса, повышение уровня и характера мотивации; данные, свидетельствующие о развитии воспиатнников и Вас лично, результаты личных исследований и методические находки и т.д.).
  • Оцените качество результатов Вашей деятельности (какие из поставленных целей достигаются и в чем конкретно это выразилось; достижения обучающихся при независимых внешних проверках: участие в олимпиадах, конкурсах, успехи на выпускных экзаменах; удовлетворенности обучающихся организацией учебного процесса, повышение уровня и характера мотивации; данные, свидетельствующие о развитии воспиатнников и Вас лично, результаты личных исследований и методические находки и т.д.).
Что еще Вы хотели бы добавить (пишите в свободной форме). Обобщите Ваш самоанализ, отметив сильные, слабые стороны Вашей деятельности, а также возможности ее совершенствования. Укажите, что Вас тревожит и препятствует более качественной работе:
  • Что еще Вы хотели бы добавить (пишите в свободной форме). Обобщите Ваш самоанализ, отметив сильные, слабые стороны Вашей деятельности, а также возможности ее совершенствования. Укажите, что Вас тревожит и препятствует более качественной работе:
  • возможные улучшения моей деятельности;
  • тревоги, препятствия.
  • При подготовке
  • самоанализа
  • следует помнить:
  • самоанализ – это
  • не статистический
  • отчет!
  • а анализ и интерпретация собственной деятельности.
  • Наиболее часто встречающиеся ошибки при написании самоанализа
  • 1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.
  • 2. Избыток фактов и цифр.
  • 3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.
При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога.
  • При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога.
Умение видеть
  • Умение видеть
  • существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.
Помните:
  • Помните:
  • написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.
Список использованных источников информации
  • http://www.uroki.net/docdir/docdir90.htm
  • socobraz.ru/images/e/ea/Самоанализ.doc
  • http://progim.admsurgut.ru/Dlpedagogof/at/sam/
  • https://sites.google.com/site/konfep/Home/2-sekcia/bogomaz
  • http://sinludmila.ru/news/metodicheskie_rekomendacii_po_samoanalizu_peddejatelnosti/2010-10-05-15
  • http://www.pskovedu.ru/?project_id=902&pagenum=6210
  • http://revolution.allbest.ru/psychology/00044845_0.html
  • http://urokfiziki.ucoz.ru/index/samoanaliz_raboty/0-9
  • http://art-lk.ucoz.ru/publ/dlja_pedagogov/pedagogicheskoe_masterstvo/samoanaliz_pedagogicheskoj_dejatelnosti_metodicheskie_rekomendacii/16-1-0-57
  • http://festival.1september.ru/articles/526297/
  • www.need4soft.ru
  • http://prezentacii.com/shablony-powerpoint/
  • http://school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/2-shablony-dlya-powerpoint.html
  • http://www.proshkolu.ru/user/vik-navigator/folder/49473/
  • http://14geografi.ucoz.ru/load/shablony_dlja_prezentacij/shablony_dlja_prezentacij/shablony_dlja_prezentacij/24-1-0-35

Cлайд 1

СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя)

Cлайд 2

ПОКАЗАТЬ ВСЁ, НА ЧТО ВЫ СПОСОБНЫ проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, показать свой профессиональный рост

Cлайд 3

Cлайд 4

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ. Образование, специальность, название учебного заведения, в каком году его закончили. Стаж педагогической работы. Стаж работы в данном образовательном учреждении. Копия диплома. Копия аттестационного листа. Копии наградных документов.

Cлайд 5

II. КОНЦЕПЦИЯ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА. Ваше педагогическое кредо, главная цель вашей деятельности (как вы её понимаете). Задачи, которые вы решаете для достижения поставленной вами цели. Conceptio (лат.) – понятие, смысл, представление. Концепция – это способ понимания, соображения и выводы. (Словарь Даля) Концепция – это определённый индивидуальный способ понимания, осмысления, трактовки чего-либо или каких-либо явлений, процессов, единый замысел, основная точка зрения, ведущая идея.

Cлайд 6

III. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ УЧИТЕЛЕМ ПРОГРАММ. Используемые рабочие программы и УМК (указать какие). Соответствие используемых программ и УМК реализуемой школой образовательной программе.

Cлайд 7

III. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ. В педагогической энциклопедии педагогическое мастерство определяется как «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей». Необходимо дать характеристику вашей индивидуальной образовательной и воспитательной технологии. Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.

Cлайд 8

IV. УЧАСТИЕ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ. Тема самообразования, результаты самообразования и педагогический продукт (методические материалы и разработки, публикации, характеризующие опыт педагога в соответствии с методической темой самообразования), способы представления результатов и описания педагогического опыта. Сведения об участии в методической работе: работа в МО и НМК, участие в семинарах, педсоветах, конференциях, творческих профессиональных конкурсах и т.п. (указать название мероприятия, форму и тему участия, педагогический продукт). Отметить, каким образом ваша научно-методическая деятельность повлияла на повышение качества школьного образования, тем самым подведя разговор к результатам вашей педагогической деятельности.

Cлайд 9

IV. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ. 1. Уровень обученности и сформированности общеучебных навыков и умений (показать в диаграммах динамику результатов обучения, итоговой аттестации учащихся, результаты внешней экспертизы и административных контрольных работ в сравнении). 2. Уровень развития учебно-познавательного интереса у обучающихся (участие обучающихся в исследовательской деятельности, в олимпиадах, конкурсах, творческих фестивалях и т.п. различного уровня). 3. Отношение родителей к результатам осуществляемого вами образовательного процесса (соцопрос, диаграммы). 4. Уровень отношений между учителем, учащимися и их родителями (как учителя-предметника, как классного руководителя).

Cлайд 10

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Раскрыть ожидаемые результаты вашей педагогической деятельности.

Системно-деятельностный подход

развитие личности учащегося на основе освоения

универсальных способов деятельности.

Основная педагогическая задача:

организация условий, инициирующих детское действие

Чему учить?

обновление

образования

Как учить?

Обновление

технологий

образования

Ради чего учить ?

Ценности

образования

Разработка системы нормативов и выбор объектов нормирования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий , посредством которых дети осваивают данный учебный материал.

Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “ Чему мне нужно научиться? ” и “Как мне этому научиться?” .

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ



На уроке фокусируется деятельность педагога

Реальная ценность урока -

его результат;

степень усвоения материала учениками.


Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.


Цель анализа

Выяв­лении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке

поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся

приводят или не приводят

к позитивным результатам


1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.


Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).


Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности


Изменения, связанные с введением ФГОС

Сочетание традиционных и принципиально новых аспектов

  • Формулировка цели, учебных задач (с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции учителя и учеников
  • Создание подготовленной информационно-образовательной среды
  • Эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия)

Основа:

  • самоанализ урока в инновационном режиме,
  • критерии технологической компетентности

  • Точность и конкретность формулирования цели и задач деятельности.
  • Оптимальность структуры деятельности для достижения запланированных результатов.
  • Достаточность выбранного содержания для реализации деятельности, обеспечивающей запланированный результат.
  • Адекватность и целесообразность применяемых интерактивных методов, приёмов и форм.
  • Соответствие реальных, «видимых» результатов цели и учебным задачам проекта.

Применяемые виды самоанализа урока:

Краткий анализ -

проводится

сразу после урока . Анализирующий оценивает выполнение поставленных целей и сопоставляет цели, полученный результат с прогнозируемым. Структура анализа свободная.

Структурный

анализ

является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока


Аспектный анализ - осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока: реализации системно – деятельностного подхода, личностно – ориентированного подхода, формированию универсальных учебных действий, реализации содержательной и деятельностной целей урока, применяемым технологиям обучения, психолого – педагогической характеристике урока. Структура анализа свободная.

Системный анализ – это совокупность взаимосвязанных форм, методов, приемов, и средств, используемых для изучения урока, представляющего собой сложную целостную систему. Это методика проектирования, конструирования и управления уроком.


  • цель и задача анализа темы;
  • знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
  • умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
  • характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
  • обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
  • обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
  • психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
  • оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
  • выполнение намеченных задач урока;
  • оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке; умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
  • удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
  • намечаемые меры по устранению недостатков.

Самоанализ и самооценка урока

При самоанализе урока преподаватель дает:

краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;

информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;

характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;

оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;

самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).

В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.


Основные недостатки анализа и самоанализа урока

  • Бессистемный характер анализа
  • Слишком общие замечания по уроку
  • Стремление пересказать урок
  • Выдвижение на передний план
  • Несущественных достоинств и недостатков
  • Нерешительный характер анализа

Затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса.



  • Характеристика класса.
  • УМК, предметная область, тип урока, тема урока (место данной темы в тематическом планировании).
  • Цель, и учебные задачи (соответствие теме, сотворчество с учащимися, наличие учебных задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов).
  • Содержание, виды заданий (соответствие программе, УМК, теме, цели, задачам урока, описание содержания, его эффективность, формируемые УУД при выполнении соответствующих видов заданий).
  • Методы и приёмы (использование активных, интерактивных методов и приёмов обучения).
  • Формы организации (соответствие цели и задачам урока, целесообразность, наличие традиционных и интерактивных форм).
  • Современные образовательные технологии (наличие технологии проблемного обучения, технологии проектной деятельности, ТДМ, ТРИЗ, РКМЧП и т.д., соответствие цели и задачам, целесообразность, оптимальность).
  • Позиции и роли учащихся (чтец, информатор, мыслитель, творец, регистратор, зритель, слушатель и т.д.).
  • Позиции учителя (организатор, консультант – фасилитатор, лектор – эксперт). Стиль общения.
  • Виды активности (познавательная, социальная, физическая активность, разнообразие и взаимозависимость).
  • Информационная предметно-развивающая среда. Организация выбора (партнёров, центров активности, источников информации, видов деятельности и т.д.)
  • Индивидуализация, дифференциация (целесообразность, оптимальность, способы организации).
  • Учёт принципов безотметочного обучения, использование приёмов КОД.
  • Подведение итогов урока (в академическом, личностном и эмоциональном плане, рефлексия).

Самоанализ принесёт плоды тому, кто его будет регулярно использовать в своей работе

Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой , цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе - тот истинно велик!

французский драматург, памфлетист и поэт Пьер Гренгор (Гренгуар)


Литература

1. М - 52 Май, Н.А.Организация педагогической практики: методическое пособие для студентов IV курса педагогических вузов. Специальность «Учитель» / Н.А. Май, Л.А. Косолапова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 60 с.

2. В. Илюхина. Как провести анализ урока. Газета «Начальная школа», №5, 2007.

3. Педагогика. УМП. А. Я. Варламова, П. В. Кириллов. – Волгоград, 2004.

4. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”,2000. 304 с.

5.Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1997.

6. Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. – М., 1996.

7.Справочник администрации школы по организации учебного процесса /Сост. Е.М.Муравьев, А.Е.Богоявленская. – М., 1999.

8.Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2008.

9.Посещение и анализ урока как вид управленческой деятельности администрации школы //Сельская школа. – 1999 - № 4,5.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд... В.А.Сухомлинский

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Нужен ли анализ урока педагогу? Необходим для повышения методологической грамотности педагога и качества обучения учащихся. «Настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор метода, технологии, типа, формы урока. Методологически грамотный учитель

5 слайд

Описание слайда:

Формирует аналитические способности Развивает интерес к обучающему процессу Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы действенное средство совершенствования профессионально- педагогического мастерства Что дает анализ урока педагогу?

6 слайд

Описание слайда:

Цели анализа урока: 1.Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся. 2. Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса. 3. Инструктирование педагога. 4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством. 5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе. 6.Выявление системы работы учителя и др.

7 слайд

Описание слайда:

Типы анализа урока Полный - контроль качества организации учебно-воспитательного процесса, изучение стиля деятельности учителя, опыта его работы; Краткий – определение результативности урока Комплексный –всестороннее рассмотрение урока в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов, результатов, оценка всех факторов урока, их влияние на результат урока; Аспектный - Более глубокое рассмотрение какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Поэтапный –изучение структуры этапов урока в соответствии с его типом

8 слайд

Описание слайда:

Общая схема анализа урока (работа по бланку анализа) Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. Тема урока, цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока. Организационное начало урока. Организационная структура урока. Анализ содержания учебного материала урока. Общепедагогические и дидактические требования к уроку Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Выводы. Рекомендации.

9 слайд

Описание слайда:

Анализ урока на соответствие требованиям ФГОС Раздел 1. Целеполагание Раздел 2. Информационное обеспечение Раздел 3. Организация деятельности обучающихся Раздел 4. Педагогические технологии Раздел 5.Оценка деятельности и рефлексия Раздел 6. Выводы и рекомендации

10 слайд

Описание слайда:

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить? обновление содержания образования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить? Ценности образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ Разработка системы нормативов и выбор объектов нормирования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий, посредством которых дети осваивают данный учебный материал. Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “Чему мне нужно научиться?” и “Как мне этому научиться?”.

11 слайд

Описание слайда:

По каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?

12 слайд

Описание слайда:

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

13 слайд

Описание слайда:

Цель анализа Выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке приводят или не приводят к позитивным результатам поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся

14 слайд

Описание слайда:

Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода 1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

15 слайд

Описание слайда:

Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

16 слайд

Описание слайда:

Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности

17 слайд

Описание слайда:

Изменения, связанные с введением ФГОС Сочетание традиционных и принципиально новых аспектов Формулировка цели, учебных задач (с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции учителя и учеников Создание подготовленной информационно-образовательной среды Эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия)

18 слайд

Описание слайда:

Сущность самоанализа урока: Самоанализ - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Самоанализ - показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

19 слайд

Описание слайда:

Уровни самоанализа урока Эмоциональный - непроизвольный уровень, (удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью). Оценочный- оценка соответствия результата урока намеченной цели и триединой задачи. Методический- анализ урока с позиции существующих требований к уроку. Рефлексивный- определяются причинно-следственная связь всех аспектов урока (высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию).

20 слайд

Описание слайда:

Правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; - развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; - формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; - формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока. Самоанализ урока дает возможность:

21 слайд

Описание слайда:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (1 ВАРИАНТ) Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки? Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока? Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

22 слайд

Описание слайда:

Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса? Рационально ли было распределено время на этапы урока? Логичны ли были "связки" между этапами урока? Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели? Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?

23 слайд

Описание слайда:

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке? Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока? Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Получили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?

24 слайд

Описание слайда:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС ВАРИАНТ 2. Сегодняшний урок... (№) в системе уроков по теме (разделу) .... Его цель - ..., к обучающим задачам урока я отнесла... , к воспитательным - ... , урок был также призван способствовать развитию у учащихся... В данном классе... , поэтому я... . Это по типу... урок, он включал в себя... этапов: ... Основным этапом был... , задачи. этапа - . , а. этапа - . . При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: .. Чтобы решить цель урока, я подобрала... (содержание: примеры, вопросы, задание).

Работа над собой